диакон Владимир Василик

«И Сыном Света Твоего соделай служителя»

Источник

«И Сыном Света Твоего соделай служителя»

Благодарственная молитва по Причащении преподобного Симеона Метафраста

Сегодня – Великий Четверг, день Тайной Вечери и установления Евхаристии. Нынешний день побуждает нас к размышлениям о Таинстве Таинств и о связанных с ним молитвах, в том числе и благодарственных.

Православный читатель постоянно слышит благодарственную молитву преподобного Симеона Метафраста. Однако, вряд ли многие знают или же догадываются, что это – стихи, правда, не совсем обычные для русского читателя. Ведь в них нет рифмы. Но зато есть ясный и четкий размер. А главное – глубокое богословие.

Русский читатель знает преподобного Симеона Метафраста (940–1020)1 как агиографа. Ведь он создал подлинно энциклопедический свод2 – Жития святых на каждый день. Эти жития начиная с ΧΙ в. стали обязательным чтением в греческих, а затем в славянских и грузинских монастырях. Преп. Симеон собрал практически все доступные ему жития, очистил их язык, переработал их и риторически украсил. Его деятельность явилась подлинным переворотом в агиографии3. Труд преп. Симеона имел огромное значение и для Руси и России. Наши русские Жития святых, написанные свт. Димитрием Ростовским, во многом зависят от свода, созданного преп. Симеоном Метафрастом. Удивительно, что столь глубокие духовные труды и исследования преп. Симеон сочетал с делами государственными, ведь он был высокопоставленным чиновником при дворе византийского императора Василия ΙΙ Болгаробойцы.

Менее известной стороной творчества преп. Симеона является церковная поэзия. Он явился создателем целого ряда канонов и стихир. Кроме того, им был написан Гимн к Троице, опубликованный Кодером4. Гимнографические творения преп. Симеона характеризуются ясностью, яркостью и глубиной. Особенно это касается публикуемой ниже молитвы.

В начале преп. Симеон исповедует добровольность дарования Христом Своей Плоти каждому верующему и косвенно свидетельствует о добровольности страданий Христа, без которых Евхаристия оказалось бы невозможной. Далее он говорит о Боге, как об огне, попаляющем недостойных. Не исключено, что здесь мы имеем цитату из апокрифического Апокалипсиса Иоанна «Огнь, попаляющий грешников»5. Однако, гораздо более вероятен другой источник – Послание апостола Павла к евреям, где о Христе говорится следующее: «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:29). Он молит Бога, чтобы Тот не опалил его, но, напротив, проник во все составы тела и оживотворил и преобразил, об ожил, попалил тернии всех грехов. Образ греха как терновника, возможно, восходит к святителю Григорию Нисскому, который так говорил о гордости: «Гордость есть корень терновника, под названием грех»6. Значимо, что преп. Симеон осмысляет спасение человека, как сораспятие Христу: «Всего мя пригвозди ко страху Твоему». Здесь чувствуются отзвуки слов св. апостола Павла: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Согласно преп. Симеону, на верующем христианине, достойно принявшем Святые Дары, исполняются слова Христа: «Веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12:36). Он становится сыном света и всецело пронизан Божественным огнем, так что от него бегут враги видимые и невидимые, злодеи и страсти. Упоминание обо всех святых во главе с Пречистой Божией Матерью напоминает их литургическое поминовение после освящения Святых Даров и связано с евхаристическим контекстом молитвы.

Преп. Симеон Метафраст был современником преп. Симеона Нового Богослова и, вероятно, воспринял ряд его богословских идей, в частности – видения Святого Причащения как некоего духовного огня, который может попалить недостойных. Однако, не только это объединяет преп. Симеона Метафраста с преп. Симеоном, но и понимание спасения как уврачевания и обожения человека, просвещения его «ума и тела, чревес и утробы» и его преображения в сына света.

Молитва написана шестистопным ямбом или ямбическим триметром. Теперь читатель может ощутить, как она могла восприниматься современниками преп. Симеона. Перевод выполнен по изданию Ευχολογιον το μεγα. Αθηναι, 1992. Надеемся, этот скромный труд удостоится благосклонного внимания читателей.

Святой Симеон Метафраст

Молитва благодарственная по святом Причащении

Ты, Давший в пищу плоть Свою мне волею,

Огонь, что недостойных попаляет,

Меня не опали – нет, о Создатель мой,

Пройди, однако в членов всех сложения,

Во все суставы, во утробы, в сердца глубь.

Сожги же терния моих падений всех,

Очисти душу, также мысли освяти,

С костями мне суставы укрепи,

И просвети простую пятерицу чувств.

И пригвозди ко страху Твоему,

Меня покрой всегда и защити,

От дела всякого и слова душетленного.

Очисти и омой и украси меня.

Ты удобри и вразуми и просвети меня.

Яви меня лишь духа обиталищем,

И более уж не греха селением.

Да буду дом твой входом причащения,

Да как огня меня бежит злодей и страсть.

Всех освященных приношу просителей,

Чиноначалия бесплотных, высших сил,

Предтечу твоего и с ним Aпостолов

Премудрых, Матерь Чистую Нескверную.

Моления их приими, Христе Благий,

И сыном Света твоего слугу создай.

Ведь Ты же освящение и светлость наших душ.

И, как Владыке Богу подобающе,

Мы воссылаем славу каждый день.

Перевод и комментарии к молитве преподобного Симеона Метафраста диакона Владимира Василика>

17 апреля 2014 года>

* * *

1

. Такой датировки придерживался С.С.Аверинцев. А.Каждан предлагал гораздо более расплывчатую датировку, осторожно говоря о годе кончины после 1000 г. См. Κazhdan A. Symeon Metaphrastes. Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 3. 1991. P. 1983.

2

Такова, в частности, оценка П. Лемерля. См. Лемерль П. Византийский гуманизм. М, 2012. С. 337.

3

Такова оценка известного исследователя Эрхарда. См. Εrhard E. Uberlieferung und Bestand der hagographischen Handschriften. Bd. 2. Leipzig, 1914. S. 307.

4

Κoder. Jahrbuch fuer der Osterreiche Byzantinistik. 1965. Vol. 14. S. 133–139.

5

Τὸ χάσμα πυ ρ φλέγων τούς μαρτωλούς, πρὸς δὲ τούς δικαίους. Apocalypsis Apocirpha Joannis. P. 320.

6

Св. Григорий Нисский. О девстве.


Источник: pravoslavie.ru

Комментарии для сайта Cackle