О памяти смерти

Аннотация Источник

Аннотация АВ

Сочинение «О памяти смерти» (980-987 гг.) входит в состав «Огласительных слов» (Слово 21) прп. Симеона Нового Богослова. Оно посвящено благой кончине молодого монаха Антония (духовного или родного брата святого). Прп. Симеон затрагивает темы памяти смертной, духовного руководства, своих собственных «тягот» и «одиночества» как игумена, а также возможности достижения святости в современное ему время.

Пример Антония представлен как идеал монашеского жития. Проведший жизнь в девстве телом и сердцем, он достигает такой чистоты, что даже малейшие «не погрешительные» вещи исповедует как грехи. Антоний умирает без привязанности к миру, без воспоминаний о родных или тленных вещах, «сладчайшим сном в глубоком мире», что является свидетельством его святости и готовности к встрече с Богом. Прп. Симеон призывает всех верующих подражать его вере, подвигам, исповеди и покаянию, чтобы и они могли бесстрашно отойти из тела и упокоиться в вечных селениях.

В настоящей публикации представлен перевод иеромонаха Василия (Кривошеина), который выполнен непосредственно с греческого подлинника и восполняет пробел в существующих русских изданиях, где данное Слово отсутствовало.

См. также: Заметка к слову «О памяти смерти» преп. Симеона Нового Богослова иером. Василий (Кривошеин)

Слово 21. О памяти смерти. И каковую благую кончину имел трижды счастливый брат его Антоний. И под конец слова надгробное обращение к нему1.

Братья и отцы, молюсь помиловавшему меня Богу, дабы устроилось спасение всех, и души наши были бы хорошо направлены к тамошней жизни, где ожидают нас предварившие нас братья и родители, куда перешел и трижды счастливый и блаженный брат наш господин Антоний, хорошо и свято проведший жизнь и покаявшийся подлинно, искупив трудами и то, что лишь немногие из монахов считают грехами. Будучи чистым и стяжав сердце чистое от страстных мыслей, этот святой считал великими грехами маленькие и, как мне кажется, совершенно не погрешительные вещи и исповедывал их. И покрываемый благодатью Божией, девственником провел он свою жизнь, чистый и телом и сердцем. Ибо с тех пор, как вошел он во врата обители и сочетался со Христом, он не осквернил одежды своей плоти и своей души ни соединением мыслей, ни согласием помыслов, ни каким-либо действием, как он о том сам рассказывал мне, сидящему около его постели и плачущему. «Что плачешь, – говорил он, – брат? Ведь я не был отступником от веры в Бога, но сохранил, надеюсь, ее, как и Его. И с тех пор, как я пришел в эту святую обитель, говорю не хвалясь, но уповая на Бога и на молитву нашего святого отца, плотского греха я не совершил. В еде и питье провел я в безпечности дни мои. Возлагаю, однако, себя на человеколюбие все знающего Бога и предаюсь тому, как Он поступит с моим смирением».

Чем, следовательно, последния слова и изречения великих отцов больше того, что сказал наш брат? Ибо он с дерзновением поведал нам о своей чистоте и девственности и вместе с тем сделал достоянием своей души смирение, не способное пасть, сохраняя и в этом слова или, лучше сказать, заповедь Владыки, которая говорит: Когда вы все соделаете, тогда говорите, что мы негодные рабы; чтó должны были сделать, мы сделали (Лк.17:10). После этого, встретившись наедине с нашим святым отцом, он с плачем рассказал ему подобные вещи, которые изумили как самого святого отца, так и нас самих. Да не только нас оне поразили, но и всех без исключения услышавших о них после его кончины. Ибо никто у нас не надеялся, что в нем скрывается такое сокровище чистоты и девства. После этого он с большой охотой облекся во святую и ангельскую великую схиму и в седьмой день с излиянием многих слез, в нерушимой вере и совершенном познании этот новопросвещенный и новопризванный воин, последним сравнительно с нами вошедший в настоящую жизнь и первым покинувший суету мира, отбыл таким образом к своему Владыке в несказанной радости, оставив нам бедным непрестанный плач. Ибо когда я вспомню то, что вы и сами знаете, что я, суетный, делал и говорил ему, стараясь об его душевном спасении, я весь прихожу в исступление и умом и помышлением и воспламеняюсь в моем сердце, как все это осталось скрытым от меня, каким я был суетным, наставляя мужа, от которого я должен был скорее сам наставляться? Потому что, расценивая его добродетели как недостатки, я испытывал острое болезненное чувство и трепетал о душевном спасении моего возлюбленного брата. Так следует мне говорить и не лгать, хвалящемуся во Христе! И вместе с тем я объят несказанной радостью, что я проводил таким образом из здешней жизни моего брата и удостоился увидеть его отбывшим ко Христу в таких делах и действиях. Ибо знает Бог, испытующий наши мысли и помышления, что об этом у меня с самого начала было великое старание и забота и что я пролил много потоков слез именно ради него. И Человеколюбец не презрел прошения меня бедного, но во взаимной любви и смирении, и вере к нам брат мой отлетел на небо, оставив одно тело в моих жалких руках. Ибо когда я рыдал и говорил: «Не забудь нас, брат! Вот ты кончаешься и покидаешь нас», – он тихо и спокойно так произнес: «Нет, на Бога надеюсь». И высказав эти слова своими чистейшими губами последними, он отошел к Богу. И не один раз сказав это, но дважды. А именно после того, как я сначала попросил его: «Не забудь нас, нежно любимый брат». Он дважды в ответ обещал не забывать нас. И вытянув ноги и сложив руки крестообразно, в безмятежном состоянии души, он почил так сладчайшим сном в глубоком мире и уснул сном, подобающим праведникам, не показав пристрастия ни к чему из настоящего мира. Потому что он ни о родственниках не вспомнил, ни назвал по имени какого-нибудь друга в этой жизни, ни сделал распоряжения о какой-либо тленной вещи, но возненавидев как навоз и грязь и почувствовав отвращение ко всему здешнему, обнаженный таким образом от всякого желания видимых вещей и от связи с ними, он перешел в умопостигаемые царства, став воистину достойным их жителем и наследником. И по справедливости. Ибо если Бог заповедал нам, обнаженным, одевать братьев, насколько более Он Сам станет одеждою и покровом моему сладчайшему брату, обнажившему себя для Него от всего мира и от того, что в мире, и нагим отшедшему к Нему?

Все мы, однако, вновь рассмотрев жизнь нашего брата, будем подражать, прошу, его вере, его подвигам, исповеди, покаянию, чтобы и мы, приходя к исходу из тела, отошли бы из тела бесстрашно и безмятежно, как он, и отошедши к Богу, вселились бы в Нем в доброй надежде и успокоились в вечных селениях, где жилище всех радующихся и где водворяется лик блаженных и святых отцов.

Но вспомни об обещании, о любимейший и Богом возлюбленный, триждевожделенный брат, и не забудь твоих последних и сладчайших для меня слов, молясь о нас, твоих братьях, и о всем роде твоем. Ты знаешь, в каковых злых обстоятельствах мы находимся, сам оказавшийся в прекрасных и многих благах. Потому что избавленный от тьмы знает в точности жалкое состояние тех, которые удерживаются в ней. Итак, молись, настоятельно просим, и теперь к Богу о всем твоем во Христе братстве, как никогда не преслушавший кого-либо просящего тебя или лишивший необходимой тебе самому пищи нуждающихся. Моли о братьях, привязанных к твоей любви и не могущих терпеть разлуку, и не имеющих силы удержать плач, дабы и нас, встретив, ты имел бы с собою. И умилостиви преблагого Бога поселить нас с тобою и предуготовить нам место упокоения, устроенное деланием здесь добра, дабы тобою и вместе с тобою, как и в настоящей жизни, мы и там совместно жили бы и сорадовались, удостаиваемые проводить и видеть безпечальную и блаженную жизнь. И как мы приготовили тебе, прибегшему из мира в монашеское жительство, обитель и дом, так теперь и ты, прежде нас вошедший в неизреченный и божественный и невещественный образ жизни, любезно встреть нас, вернее приими к себе и сопутствуй и совместно потрудись, как братолюбивый брат. И освободи нас от пытающихся воспрепятствовать и помешать нашему прибытию к тебе, поминая, что и мы помогли твоему приходу к нам и совместно трудились с тобою в братстве этой жизни. Ибо мы более нуждаемся теперь в твоем сотрудничестве, чем тогда, когда ты предпринял выйти из сетей мира.

Потому что много у меня тягот, сладчайший брат, обременяющих смиренную мою душу и тело. Самая ужасная из них – одиночество и великая забота о братьях, находящихся с нами. Ты знаешь, что в этой заботе я неистовейший ревнитель! Во всяком случае теперь ты узнал о моем расположении к тебе и о том, что я никогда не обличал тебя по ненависти или отвращению, но всячески стремился упрочить мои наставления, сильно любя тебя и воспламеняемый неизменной нежностью к тебе. Ибо, я знаю, теперь ты, освободившийся от мрака и тяжести этого тела, видишь обнаженною мою душу и мысли ея. Ибо, став боговидным, ты и видишь более боговидно все, к нам относящееся. Не окажись же обманщиком по отношению к твоим обещаниям и не забудь о брате, чрезмерно любившем тебя и, если это не смело сказать, самую душу положившем за тебя. Но дай руку помощи в твоих благоприятных молитвах, дабы мы удостоились достигнуть к тебе и вселиться с тобою в Самом Господе и Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе, устраивая наше жилище в Нем, пребывая в невыразимом свете, в нетленной жизни, в несказанной радости, в неописуемой славе и светлости, видимой и поклоняемой во веки во Отце и Сыне и Святом Духе. Аминь.

* * *

Примечания

1

Перевод с греческого иеромонаха Василия (Кривошеина).


Источник: Огласительные слова преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова, игумена и пресвитера монастыря Ксирокеркского. Часть 2. Слово 21: О памяти смерти. И каковую благую кончину имел трижды счастливый брат его Антоний. И под конец слова надгробное обращение к нему // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1953. № 14. С. 89-91.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle