Азбука веры Православная библиотека святитель Симеон Солунский Изложение необходимейших (указаний) о выражениях божественного Символа, откуда они собраны и против кого поставлены



святитель Симеон Солунский

Изложение необходимейших (указаний) о выражениях божественного Символа, откуда они собраны и против кого поставлены

Полезно изъяснить и то, на каких основаниях составлен божественными Отцами священнейший Символ, дабы знать, что они не сами от себя, но из божественных Писаний заимствовав выражения и мысли, составили его в духе благочестия. Таким образом почти все речения божественного символа (взяты) из святых Писаний: мы покажем это по отношению, в отдельности, к каждому выражению.  
 

Против Еллинов, Иудеев и язычников, и всех прочих нечестивцев, которые или вовсе не исповедают Бога, или и признают Его, но не исповедают Отцем единородного Слова и Изводителем Святаго Духа:  
 

Верую.  
 

В Евангелии (говорится): «ты веруеши ли в Сына Божия» (Иоан. 9, 35)? «Веруйте в Бога, и в Мя веруйте» (Иоан. 14, 1). Апостол: «веруй в Господа Иисуса» (Деян. 16, 31).  
 

Во единого Бога.  
 

В Евангелии: «да знают Тебе единого истинного Бога» (Иоан. 17, 3). Брат Божий: «ты веруеши, яко Бог един есть» (Иак. 2, 19). Павел: «но нам един Бог Отец, из Негоже вся и мы у Него: и един Господь Иисус Христос, Имже вся» (1Кор. 8, 6).  
 

Отца.  
 

В Евангелии (сказано): «восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему» (Иоан. 20, 17). «Отче праведный, и мир Тебе не позна» (Иоан. 17, 25). «Ко Отцу Моему иду» (Иоан. 16, 10). «Аз умолю Отца» (Иоан. 14, 16). «Или мнится ти, яко не могу ныне умолити Отца Моего» (Матф. 26, 53)? «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (Лук. 23, 46). Петр (говорит): «благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» (1Петр. 1, 3). Павел: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа весть» (2Кор. 11, 31).  
 

Вседержителя.  
 

Захария: «сице глаголет Господь Вседержитель; в храм Господа Вседержителя; глаголет Господь Вседержитель» (Зах. 1:3, 4:14, 7:4, 8и мн. др.). Иезекииль: «Адонаи Господь» (Иез. 2, 4 и др.), что значит – Вседержитель. Вседержителя означает и имя Саваоф, которое Исаия усвояет всей Святой Троице, говоря: «свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис. 6, 3). В Евангелии: «Отче, Господи небесе и земли» (Матф. 11, 25). Давид: «в руце Его вси концы земли» (Псал. 94, 4). Наперсник (Христов, Иоанн): «Вседержителю, Иже сый, и бе, и грядый» (Апок. 11, 17).  
 

Против Еллинов, которые не признают Бога виновником всего, (сотворившим все) из ничего, и промыслителем о всем:  
 

Творца небу и земли.  
 

Моисей: «в начале сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). В Евангелии: «Отче, Господи небесе и земли» (Матф. 11, 25).  
 

Видимым же всем и невидимым.  
 

Павел: «видимая и невидимая»«всяческая Тем и о Нем создашася» (Кол. 1, 16), то есть, Отцем чрез Христа. Давид: «яко Той рече и быша, Той повеле и создашася» (Псал. 32, 9):  
 

Против Еллинов и Иудеев, отвергающих Христа:  
 

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единороднаго.  
 

Павел: «нам един Бог Отец… и един Господь Иисус Христос» (1Кор. 8, 6). В Евангелии: «да знают Тебе единого истинного Бога и егоже послал еси Иисус Христа» (Иоан. 17, 3). «Ты еси Христос Сын Бога живого» (Матф. 16, 16). «И аз видех, и свидетельствовах, яко сей есть Сын Божий» (Иоан. 1, 34). «Ты веруеши ли в Сына Божия» (Иоан. 9, 35)? «Сие же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий» (Иоан. 20, 31). «Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» (Иоан. 1, 18). «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть» (Иоан. 3, 16). Возлюбленный (ученик Христов): «да весте, яко живот вечный имате, и да веруете во имя Сына Божия» (1Иоан. 5, 13).  
 

Против Ария, называвшего Сына тварию:  
 

Иже от Отца рожденного прежде всех век.  
 

В Евангелии: «изыдох от Отца… и иду. Изыдох от Отца и приидох в мир» (Иоан. 16, 28). Иоанн: «всяк любяй Рождшего, любит и Рожденного от Него» (1Иоан. 5, 1). В Евангелии: «и ныне прослави мя Ты, Отче, у Тебе самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть» (Иоан. 17, 5). «В начале бе Слово» (Иоан. 1, 1). «Сый в лоне Отчи» (Иоан. 1, 18). «Сей бе искони» (Иоан. 1, 2). Апостол (Павел): «в последок дний сих глагола нам в Сыне, ...Имже и веки сотвори» (Евр. 1, 2).В Притчах: «прежде век основа Мя... прежде всех холмов раждает Мя» (Прит. 8, 23, 25).  
 

Против тех, которые нечестиво богохульствуют на безстрастное рождение единородного Сына:  
 

Света от Света.  
 

В Евангелии: «да свидетельствует о Свете; бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущего в мир» (Иоан. 1, 8–9). Давид: «во свете Твоем узрим свет» (Псал. 35, 10). Павел: «Иже сый сияние славы» (Евр. 1, 3).  
 

Бога истинна от Бога истинна.  
 

Возлюбленный (ученик Христов): «Сей есть истинный Бог и Живот вечный... Да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе» (1Иоан. 5, 20). В Евангелии: «Аз есмь... Истина» (Иоан. 14, 6). Павел: «ждуще... явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Тит. 2, 13).  
 

Рожденна.  
 

В Притчах: «прежде всех холмов раждает Мя» (Прит. 8, 25). В Евангелии: «Аз на сие родихся и на сие приидох» (Иоан. 18, 37). Возлюбленный: «любяй Рождшего любит и Рожденного от Него» (1Иоан. 5, 1).  
 

Против Ария и Евномия:  
 

Не сотворенна.  
 

Он родился, а не сотворен вместе с тварями: так как Он сам Творец всего. Павел: «Имже и веки сотвори» (Евр. 1, 2). В книге Премудрости: «сотворив вся Словом Твоим» (Прем. 9, 1).  
 

Против Ария, Евдоксия и их нечестивых единомышленников:  
 

Единосущна Отцу.  
 

В Евангелии: «Аз и Отец едино есма» (Иоан. 10, 30). «Не веруеши ли, яко Аз во Отце и Отец во Мне» (Иоан. 14, 10)? «Видевый Мене виде Отца» (Иоан. 14, 9). Павел: «Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1, 3). «Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил, зрак раба приим» (Флп. 2, 6).  
 

Имже вся быша.  
 

Павел: «Имже и веки сотвори» (Евр. 1, 2). «Всяческая Тем и о Нем создашася» (Кол. 1, 16). «Той есть прежде всех и всяческая в Нем состоятся» (Кол. 1, 17). В Евангелии: «вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Иоан. 1, 3). В Притчах: «прежде век основа Мя» (Прит. 8, 23). Это последнее означает предвечное и недвижное во Отце основание Его живой Премудрости; равно как слова: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя» (Прит. 8, 22) предзнаменуют вочеловечение, посредством которого Он (Христос) совершил великие дела нашего спасения; а слова: «Бог Премудростию основа землю» (Прит. 3, 19); «вся Премудростию сотворил еси» (Псал. 103, 24); «сотворивый вся Словом Твоим» (Прем. 9, 1) – указывают на дела Его от начала. Впрочем, «Господь созда Мя» – сказано также вместо: «благоволил чрез Меня, свою Премудрость, созидать и творить дела Свои». Это же свидетельствует и Давид, говоря: «Словом Господним небеса утвердишася» (Псал. 32, 6). Но яснейшим образом о явлении Его во плоти учат, как сказали мы, слова: «Господь созда Мя».  
 

Против Манихеев и других нечестивцев, отвергающих домостроительство Слова:  
 

Нас ради человек.  
 

Павел: «вся бо вас ради» (2Кор. 4, 15). «Аще Бог по нас, кто на ны» (Рим. 8, 31)? «Иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его» (Рим. 8, 32). «Понеже... дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися тех же» (Евр. 2, 14).  
 

И нашего ради спасения.  
 

Исаия: «не ходатай, ниже Ангел, но сам Господь спасе их» (Ис. 63, 9). Петр: «о Немже спасении взыскаша» (1Петр. 1, 10). В Евангелии: «не приидох, да сужду мирови, но да спасу мир» (Иоан. 12, 47). «Да спасется Им мир» (Иоан. 3, 17). «Яко спасение от Иудей есть» (Иоан. 4, 22). «Сей есть Спаситель мира Христос» (Лук. 2, 11).  
 

Пророчественно против Нестория и других нечестивцев, не исповедающих воплощения Бога Слова и богохульно говорящих, что Он явился призрачно:  
 

Сшедшего с небес.  
 

Апостол: «сшедый, Той есть и восшедый» (Ефес. 4, 10). В Евангелии: «яко снидох с небесе» (Иоан. 6, 38). Павел: «Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха» (Рим. 8, 3).  
 

Против еретиков, пустословящих, что Слово восприяло иное, а не одинаковое с нами тело:  
 

И воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы.  
 

Исаия: «се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7, 14). В Евангелии: «како будет сие, идеже мужа не знаю» (Лук. 1, 34)? «Не бойся, Мариамь. Се зачнеши во чреве и родиши Сына... Дух Святый найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя» (Лук. 1, 30–31, 35). Иосифу (Ангел): «Рождшеебося в Ней от Духа есть Свята» (Матф. 1, 20). «И не знаяше Ея, дóндеже роди Сына своего первенца» (Мф. 1, 25). Павел: «посла Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от Жены» (Гал. 4, 4). В Евангелии: «и Слово плоть бысть и вселися в ны» (Иоан. 1, 14).  
 

Против Аполлинария, называвшего человеческое естество (Христа) чуждым ума; против Евтихия, Диоскора, а также Севéра и прочих безумцев, пустословивших, что Слово Божие и по воплощении имеет одно естество, равно как против Пирра и других монофелитов:  
 

И вочеловечшася.  
 

Павел: «иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил зрак раба приим, в подобии человечестем быв» (Флп. 2, 6–7). «Един Бог и Отец всех» (Ефес. 4, 6). «Един ходатай Бога и человеков человек Христос Иисус» (1Тим. 2, 5). В Евангелии: «яко Сын человечь есть, не дивитеся сему» (Иоан. 5, 27–28). «Егда приидет Сын человеческий... тогда сядет на престоле славы Своея» (Матф. 25, 31).  
 

Против нечестивцев, безумно утверждавших, что Господь не страдал плотию, но призрачно казался страждущим:  
 

Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.  
 

Павел: «завещаваю ти пред Богом, оживляющим всяческая, и Христом Иисусом, свидетельствовавшим при Понтийском Пилате доброе исповедание» (1Тим. 6, 13). В Евангелии: «Иисуса ищеши Назарянина распятого» (Мк. 16, 6)? Павел: «предах... яко (Христос) умре, и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием» (1Кор. 15, 3–4).  
 

Против Иудеев и Еллинов, и всех прочих нечестивцев:  
 

И воскресшего в третий день, по Писанием.  
 

В Евангелии: «воскрес Иисус заутра в первую субботу» (Мк. 16, 9). «Третий сей день имать днесь, отнелиже сия быша» (Лук. 24, 21). «Воскрес Иисус от мертвых, ста посреде ученик и глагола им: мир вам» (Иоан. 20, 19). «Помяните, якоже глагола вам еще сый в Галилеи, глаголя, яко подобает Сыну человеческому предану быти в руце человек грешник, и пропяту быти, и в третий день воскреснути» (Лук. 24, 6–7).  
 

И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца.  
 

В Евангелии: «Господь же убо по глаголании Его к ним вознесеся на небо и седе одесную Бога» (Мк. 16, 19). «И бысть, егда благословяше их, отступи от них, и возношашеся на небо» (Лук. 24, 51). В Деяниях: «зрящим им взятся и облак подъят Его от очию их» (Деян. 1, 9).  
 

И паки грядущего со славою судити живым и мертвым.  
 

В Деяниях: «мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус вознесыйся от вас на небеса такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян. 1, 11). В Евангелии: «и тогда узрят Сына человеческого грядуща на облацех с силою и славою» (Лук. 21, 27). «Тогда сядет (Сын человеческий) на престоле славы Своея и соберутся пред Ним вся язы́цы» (Матф. 25, 31–32). В Деяниях: «иже с ним ядохом и пихом по воскресении Его от мертвых; и повеле нам проповедати людем и засвидетельствовати, яко Той есть нареченный от Бога Судия, живым и мертвым» (Деян. 10, 41–42). Даниил: «зрях, дóндеже престоли поставишася и Ветхий денми седе: и се на облацех небесных яко Сын человечь идый бяше; и Тому дадеся власть и честь» (Дан. 7, 9, 13–14).  
 

Егоже царствию не будет конца.  
 

Даниил: «царство Его царство вечное и вся власти Тому работати будут и слушати» (Дан. 7, 14). В Евангелии: «и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца» (Лук. 1, 33).  
 

Против Македония духоборца:  
 

И в Духа Святаго.  
 

В Евангелии: «крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Матф. 28, 19). «Утешитель же Дух Святый, егоже послет Отец во имя Мое» (Иоан. 14, 26). Давид: «и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» (Псал. 50, 13).  
 

Господа.  
 

Павел: «Господь же Дух есть, а идеже Дух Господень, ту свобода» (2Кор. 3, 17). Петр: «почто... солгал еси Духу Святому? Не человеком солгал еси, но Богу» (Деян. 5, 3–4).  
 

Животворящаго.  
 

В Евангелии: «Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже» (Иоан. 6, 63), Давид: «послеши Духа Твоего и созиждутся», «и обновиши лице земли» (Псал. 103, 30). Моисей: «и вдуну в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7). Иезекииль: «прорцы о Дусе, прорцы, сыне человечь... и вниде в ня дух жизни, и ожиша» (Иез. 37, 9–10).  
 

Пророчественно против нововведения Латинян:  
 

Иже от Отца исходящаго.  
 

В Евангелии: «егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит..». (Иоан. 15, 26). «И абие восходя от воды, виде разводящаяся небеса и Духа яко голубя сходяща Нань» (Мк. 1, 10). Павел: «мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, Иже от Бога» (1Кор. 2, 12). Давид: «Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их» (Псал. 32, 6).

О том, что одна слава и поклонение Троицы, и что один Отец есть единый Виновник, как Единородного, так и Духа. Этому весьма ясно учит (символ) тем, что, сказав сначала: Иже от Отца исходящего – потом говорит, – Иже со Отцем и Сыном спокланяема:

  

Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима.  
 

В Евангелии: «крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Матф. 28, 19). Павел: «кто бо весть от человек, яже в человеце… и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1Кор. 2, 11). У Исаии и Иезекииля Ангелы (взывают): «свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его» (Ис. 6, 3; Иез. 10, 4), то есть, Отца, и Сына, и Святаго Духа, единого в Троице Бога.  
 

Против еретиков, отвергающих закон и Пророков.  
 

Глаголавшего Пророки.  
 

Захария: «якоже глагола устами святых сущих от века Пророк Его, спасение от враг наших» (Лук. 1, 70–71). Богородица: «якоже глагола ко отцем нашим» и проч. (Лук. 1, 55). В Деяниях: «о сем вси Пророцы свидетельствуют оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в онь» (Деян. 10, 43). Также: «егоже подобает небеси убо прияти даже до лет устроения всех, яже глагола Бог усты всех святых Своих Пророк от века» (Деян. 3, 21). В Евангелии: «Давид рече Духом Святым: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене» (Мк. 12, 36). В Деяниях: «и помолившимся им, подвижеся место, идеже бяху собрани, и исполнишася вси Духа Свята, и глаголаху слово Божие со дерзновением» (Деян. 4, 31). В книге Числ: «егда же препочи Дух на них, и пророчествоваша... в полце» (Числ. 11, 25–26).  
 

Против говорящих, что ветхозаветное противно евангельскому, и не принимающих пророческих видений:  
 

Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь.  
 

Павел: «сотворивый обоя едино» (Ефес. 2, 14). «Един Господь, едина вера, едино крещение» (Ефес. 4, 5). «Братия святая...» (Евр. 3, 1). «Наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу» (Ефес. 2, 20). «Вы есте тело Христово и уди от части» (1Кор. 12, 27). «Овых убо положи Бог в Церкви первее Апостолов, второе Пророков, третие учителей» (1Кор. 12, 28). «Да Церковь созидание приемлет» (1Кор. 14, 5). «Вы храм Божий есте» (1Кор. 3, 16). «Яже к созиданию Церкве просите» (1Кор. 14, 12). «Сущу краеугольну самому Иисусу Христу... о Немже и вы созидаетеся» (Ефес. 2, 20–21). «Той есть Глава телу Церкве» (Кол. 1, 18). Притом, как семь соборных посланий названы так потому, что были написаны ко всем верным: так и совокупность всех православных названа в символе соборною Церковию.  
 

Против богомилов и всех нечестивцев, не принимающих, или не уважающих крещения:  
 

Исповедую едино крещение во оставление грехов.  
 

Павел: «исповедал еси доброе исповедание» (1Тим. 6, 12). «Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим. 10, 10). «Един Господь, едина вера, едино крещение» (Ефес. 4, 5). «Да крестится кийждо вас во оставление грехов» (Деян. 2, 38). В Евангелии: «крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Матф. 28, 19).  
 

Против Еллинов и Оригенистов, отвергавших воскресение мертвых, а посему также и воскресение Спасителя нашего Иисуса Христа:  
 

Чаю воскресения мертвых.  
 

В Деяниях: «о уповании и о воскресении мертвых аз суд приемлю» (Деян. 23, 6). Исаия: «воскреснут мертвии и возстанут сущии во гробех» (Ис. 26, 19). Павел: «чаяние бо твари откровения сынов Божиих чает» (Рим. 8, 19). В Евангелии: «егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут» (Иоан. 5, 25).  
 

Против Оригена, несмысленно допускавшего изменение (состояний) в будущем веке и принимавшего конец наказания:  
 

И жизни будущего века. Аминь.  
 

В Евангелии: «ненавидяй души своея в мире сем в живот вечный сохранит ю» (Иоан. 12, 25). В Деяниях: «глаголющу же ему о правде и о воздержании и о суде, хотящем быти» (Деян. 24, 25). Исаия: «Отец будущего века» (Ис. 9, 6). В Евангелии: «Аз живу, ...и ядый Мя, и той жив будет Мене ради» (Иоан. 6, 57). «Аз есмь воскресение и живот» (Иоан. 11, 25). «Идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Матф. 25, 46).


Источник: Писания Св. Отцев и Учителей Церкви, относящияся к истолкованию православнаго богослужения. Том III. - СПб.: В Типографии Григория Трусова, 1857. - С. 117-132.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Символ веры святитель Симеон Солунский

2. На Святой Символ святитель Кирилл Александрийский

3. Латинянин. Разговор о прибавке в Символе Веры "и Сына" (Filioque) святитель Марк Эфесский

4. О Символе веры блаженный Аврелий Августин

5. Плод любви, смирения и веры схимонах Феодор Свирский

6. Символ веры Афанасия Александрийского святитель Афанасий Великий

7. Слово о вере против несториан преподобный Иоанн Дамаскин

8. О необходимости историко-догматической апологии девятого члена символа веры священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

9. Полемические сочинения монах Давид Дисипат

10. Исповедание веры преподобный Никита Стифат

Комментарии для сайта Cackle