А. Остроумов

Синезий, епископ Птолемаидский

Источник

Этот труд посвящен исследованию жизни и творчества видного деятеля христианства периода IV – V вв., епископа Синезия Птолемаидского. Однако его нельзя назвать в узком смысле биографическим сочинением. При изложении материала автор подробно описывает историческую обстановку того времени, затрагивает состояние церковного устройства и богословия. Приглашаем вас к увлекательному и познавательному чтению.

Содержание

Введение

Общий взгляд на характер отношений между неоплатонизмом и христианством. — Важность и значение предмета исследования. — Задача, план, и метод исследования. С. 1–20.

Часть 1. Жизнь и деятельность Синезия

I. Синезий — до епископства

Краткий исторический и географический очерк Киренаики. — Происхождение и воспитание Синезия. — Пребывание Синезия в Александрии. — Ипатия и ее влияние на Синезия. — Путешествие Синезия в Афины. — Посольство в Константинополь. — Речь Синезия «о царстве» и состоянии империи, в ней изображенное. — Сочинение Синезия «Египтянин» и события, в нем изображенные. — Возвращение Синезия на родину. — Плачевное положение Пентаполя. – Нападение варваров. — Участие Синезия в борьбе с варварами. — Новое путешествие Синезия в Александрию и его женитьба там. — Продолжение борьбы с варварами. — Образ жизни Синезия в деревне. — Друзья Синезия. С. 21–96.

II. Синезий — епископ

Избрание Синезия в епископа Птолемаидского. — Письмо Синезия к Евоптию. — Анализ этого письма. — Причины отказа Синезия от епископства и объяснения их. — Крещение Синезия и посвящение в епископа. — Епископская деятельность Синезия. — Отлучение от церковного общения Андроника, правителя Пентаполя. —Меры Синезия против Евномиан. — Деятельность Синезия, как митрополита всего Пентаполя, — Черты тогдашней церковной жизни, — Отношения Синезия к патриарху Феофилу. — Душевное настроение Синезия в епископстве. — Новое нападение варваров и борьба с ними Синезия. — Болезнь Синезия и его последнее письмо к Ипатии. — Свидетельства о Синезии Евагрия и Фотия. — Сказание о нём Иоанна Мосха. С. 96 — 162.

Часть 2. Миросозерцание Синезия

I. Литературные и политико-общественные воззрения Синезия.

Общий взгляд на характер литературных воззрений Синезия. — Нападки на Синезия со стороны софистов и христианских монахов. — Сочинение Синезия «Дион». — Основания, приводимые Синезием в защиту своей литературной точки зрения. — Воззрение Синезия на христианских монахов. — Синезиева критика монашеского института и ее основания. — Воззрение Синезия на софистов. — Нравы софистов по изображению Синезия. — Синезий — сам софист. — Его сочинение «Похвала плешивости». — Общий взгляд на характер политико-общественных воззрений Синезия; — связь этих воззрений с его воззрениями литературными. — Политический идеал Синезия и средства к его осуществлению. — Идеал императора. — Отношения императора к подданным. С. 162–216.

II. Религиозно-философские воззрения Синезия

Причины несамостоятельности философских воззрений Синезия. — Философия как средство к удовлетворению религиозной потребности. — Значение Синезия как философа и поэта. — Синкретизм Синезия. — Понятие Синезия о философии. — Учение Cинезия о первом начале или едином. — Учение Синезия о триаде. — Его взгляд на материю. — Универсум. — Отношение Божества к миру; — Божественное провидение. — Синезиева психология. — Душа человека. — Синезиева мораль. — Теория познания. — Воображение. — Сны, как средство к сложению человека с Божеством и предведению будущего. С. 217–271.

III. Постепенное приближение Синезия к христианству

Общее замечание. — Состояние политеизма и неоплатонизма во времена Синезия. — Индифферентное отношение к Синезия к язычеству, как религии и в частности к его догматической и культовой стороне. — Внешние обстоятельства, благоприятствования переходу Синезия в христианство: пребывание Синезия в Александрии и Константинополе; его женитьба; подвиг христианских священников в борьбе с варварами; столкновения и сношения Синезия с языческими софистами и христианскими монахами. — Внутренние причины, содействовавшие переходу Синезия в христианство: неоплатоническая триада и христианская троичность. Синезиева теория провидения и христианский догмат о воплощении; hierarchia coelestis. — Гимны, как произведения, на которых лучше всего можно проследить постепенностъ приближения Синезия к христианству. С. 279–324.

IV. Христианская воззрения Синезия

Предварительное замечание. — Литературный воззрения Синезия в христианстве. — Перемена в литературном вкусе Синезия. — Остаток старых привычек. — Политико-общественные воззрения Синезия: верность Синезия прежним воззрениям и новые черты в этих последних; — взгляд Синезия на варваров. — Религиозные воззрения Синезия: остаток старых мнений; православные воззрения Синезия; его три гимна; Синезий, как гомилет и экзегет; решение некоторых отдельных догматических и церковных вопросов. С. 325–364.

***

Данный труд представлен только в виде сканированного документа. Вы можете ознакомиться с ним по ссылке:



Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Синезий, епископ Птолемандский / Соч. Алексея Остроумова. - Москва : тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1879. - VIII, 364 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle