Азбука верыПравославная библиотекасвятитель Софроний ИерусалимскийОмилия, произнесенная на поклонение честному и животворящему Кресту
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


святитель Софроний Иерусалимский

Омилия, произнесенная на поклонение честному и животворящему Кресту

Омилия, произнесенная на поклонение честному и животворящему Кресту в среднюю седмицу Святыя Четыредесятницы, говорящая также и о том, что по силе очистившим свой ум постом, возможно неосужденно приступить и причаститься Божественных Таин.

   Опознавая первые приступы находящих на нас болезней, врачи умело смешивая некия лекарства, часто отгоняют имеющия прийти болезни, приключающияся в результате отсутствия отпора у организма, так чтобы (благодаря этим лекарствам) человек не получил какую-либо болезнь и не возъимел от этого нестерпимыя страдания. Часто же, на основании большого опыта, они бывают вь силе и уже затянувшияся болезни в теле удачно излечивать и, особенно, если больной всецело предает себя в руки врача и послушно следует методам его лечения Так и наш благой Бог поступил и предлагает нам целебное лекарство: этот священный и прекрасный пост, ограниченный не на известные периоды и времена, но всегда долженствующий соблюдаться, как обуздывающий плотския страсти и удерживающий недуг, приключающийся нам по причине потворства своим страстям, и чтобы не допустить, дабы дух, побежденный жаждой удовольствий, и сам опустился, и тогда произошло бы не малое падение. Потому что, по-истине, по слову величайшаго проповедника ап. Павла, тело и дух находятся в тяжкой войне друг с другом. «Плоть бо , — говорит он, — похотствует на дух, дух же на плоть. сия же друг другу противятся» (Гал. 5:17).
   Поэтому, вот, возлюбленные, Бог всех определил для всех нас общественный сорокодневный пост, назначенный для более строгих во всех отношениях подвигов и для победы над воздушными, злыми духами; дабы полностью отогнав их, нам, путем чистаго образа жизни, достичь Господняго Дня Тридневнаго и Живоноснаго Воскресения, и чистыми воззреть на чистаго Бога нашего и вместе с Ним прославиться и с любовию быть принятыми Им. Так и путник, когда ради достижения цели своего путешествия будет должен ежедневно проходить часть пути, если только представит себе место ожидающаго его покоя, то уже большую часть путешествия совершает с удовольствием; и хотя бы он и утомился от множества тягостей на пути, однако, надежда на ожидающий его покой весьма поддерживает его. И мы также являемся путниками, пробегающими краткую стезю нашей жизни и совершающие наш путь; и одни, прожив прекрасным, святым образом жизнь, достигают Небеснаго Царства, где — наше жительство, а другие, живущие нечестиво, подобно мне, бывают держимы в некоей дольней яме своих страстей, которым раболепствовали при жизни, и здесь будут зримы погруженными в них.
   И каким образом, говорять, человеку, находящемуся еще в этой жизни, возможно востечь к небесному миру? Кто это может сделать? Я тебе скажу. Чистым умом парящие и сорадующиеся с небесными силами, торжествующие над крушением всеобщаго врага. Так что, душею и телом, в равной мере, очистившись милующим постом и прикосновением к Животворящему и Пречистому Древу, будем ликовать, как мы сказали, вместе с небесными силами, с которыми и согражданами станем, когда Судия придет с небес. И каким образом, говоришь, возможно достигнуть этого состояния? Тем что, благодаря руководящему в нас светлому началу и уклонению и отталкиванию от сопротивных духов, мы явимся достойными чистыми устами прикоснуться к Животворящему и Всечестному Кресту, поелику и благой наш Бог, чрез предание святых Отцов, открыл нам этот путь, я имею в виду, путь, приносящаго нам пользу, поста, дабы мы, немного пожертвовав наш труд и очистившись от скверны, и отвергнув злыя цели страстей, прияли полное разрешение прикоснуться к Животворящему Древу от Пригвожденнаго на нем, как, впрочем, это возможно видеть. Но каким образом одно содействует другому и направляет нас ко дню Воскресения? Пост, вот, делает тело легким, а истинное поклонение Божественному Кресту возводит наш ум от стока постыдных дел и возводит к Высшему Царству. Это установил Посредник между Богом и людьми, Христос, совершив спасение наше посреди земли Своим спасительным распятием на Кресте, и в середине этого поста явил нам благия надежды Воскресения.
   О, пост, богоданное орудие, как бы секирою отрубающий вкоренившияся в нас страстныя влечения, которое Адам потеряв, явился изверженным от пребывания в Раю, а Моисей, сохранив его, стал богозрителем! О, пост, сильнейший огня, испепеливший халдейский огонь, и трех отроков невредимыми сохранивший (в халдейской печи)! О, пост, опечаливший пророка Иону, а град ниневитян сохранивший! 1 . И если бы кто пожелал изследовать пути поста, то едва-ли было бы возможно постигнуть неиспытанныя судьбы Божии.
   Но дабы нам не только восхвалять пост и жизнетворное его благодеяние, вот, давайте, представим на середину представляемое нам по середине поста Животворящее Древо честнаго Креста, которое было воодружено ради нашего спасения посреди земли. Каким же образом мы воспоем его в устах и в сердце? Скажем так, восклицая и обращаясь к нему: Радуйся, честный Кресте, на котором Сын Божий и Слово, распростерши руки, объял нас и привел к Небесному Отцу! Радуйся, Кресте, которым очищаются наши чувства от всякой скверны, в силу того, что все наше сердце объято тобою! Радуйся, Кресте, неложно даровавый неизреченную радость отцам нашим силою Пригвожденнаго на тебе! Радуйся, Кресте, притупление онаго огненнаго меча, заграждавшаго вход в Рай, поелику благодаря тебе, он отступил перед благоразумным разбойником! Радуйся, Кресте, который ныне держа мы, верные люди, народ святой, приносим в мольбу Пригвожденному на тебе Христу и Богу, потому и всякая хвала долженствует тебе, поелику Владыка наш на тебе простер Свои пречистыя руки и на тебе излил богоизлиянную Кровь Свою — Сын и Слово невидимаго Отца, которой сегодня благочестиво причащающиеся, делают милостивым к ним Животворящаго Бога нашего в отношении ранее соделанных ими прегрешений, и без труда мы получаем отпущение их, в силу его совершившагося крайняго снисхождения к нам и в силу воспоминания его Живоносной Страсти.
   Радуйся, Кресте, победительное знамение великаго Царя, которое во время Второго и страшнаго Его пришествия, имеет прийти, сопровождаемое 2 Небесными силами и сонмами всех праведных, которые вместе с тобою возсияют как звезды, являя и приготовляя путь для пришествия Царя всей твари, Котораго действие благодати и непревзойденная лепота, сокровенной в тебе славы, которую ты приял от Пригвожденнаго на тебе Иисуса, более явно, вместе с праведниками, возсияет в постыждение иудеев, в похвалу же тех, которые узрели в сей грубой, материальной форме, присущую тебе, Божественную твою силу! Но, о, честный Кресте, крепчайший хранителю христиан, мощнейший сокрушителю всех вражеских наветов, озари нас сокровенной в тебе светозарностию; просвети зрение нашего сердца, дабы и мы были готовы в чем-то пострадать, как пострадал на тебе Сын и Слово невидимаго Отца, и ради Него, как и Он ради нас, быть готовыми положить души свои даже до смерти. Потому что если мы пожелаем быть готовыми на страдание и избрать этот добрый и прекрасный путь, то мы удобно возможем стать сообразными Его Страстям, каковым путем следовать нас сподоби действенной твоей силой, и непреоборимой властью умертвившаго тобою смерть; сделай нас достойными созерцателями Тебя и благоговейными поклонниками, и вместе с этим, удостой нас с веселием и радостью увидеть и светоносный и лучезарный день Воскресения, в залог и предвкушение более полной и более истинной Пасхи, в наслаждение вечными оными благами, что да будет нам всем быть участниками, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу слава, вместе и со Святым Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь 3 .

1   В книге пророка Ионы, гл. 3 повествуется, что пророк Иона, увидев, что благодаря наложенному на себя строжайшему посту, ниневитяне будут прощены Богомь, опечалился, потому что, как пророк Божий, он ревновал о своем пророчестве, в котором он от лица Бога возвестил городу гибель, и он боялся, чго, поскольку город спасется в своем подвиге поста и покаяния, то и самое пророчество его будет принято за ложь.
2   Здесь мы встречаем редчайшее значение слова «ιυδιαπορευθηναι». См. это слово у Лампэ в «А Grееk Раtrіstіс Lехісоn».
3   Sорhronіi mоnасhоrum sаnotіssimi, роstеа раtriаrсhае Ніеrоsоlуmіtаni, оrаtіo diсtа іn аdоrаtionеm vеnеrаndае ас vіvіfiсае сruсis mеdіа S. Quаdrаgеsіmае hеbdоmаdе; еt quod mеntе реr jеjunium sinlеrum рurifiсаtа Еuсhаrіstіае еt divіnоrum mуsterіum possimus competes fieri. Міgnе Р. G. t. 873 соl. 3309—3316.


Источник: Проповеди святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского. Пер. и комм. Архим. Амвросия (Погодина). Джорданвил: Типография преп. Иова Почаевского, Свято-Троицкий монастырь, 1988. - С. 97-100.