Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Иерусалим

Первонач., возможно, «основание (Божия) Салима»; в Библии толкуется как «основание мира».

I. НАЗВАНИЕ

Во времена Авраама И. назывался Салимом – «мир» (Быт. 14:18; ср. Пс. 75:3; Евр. 7:2), при этом евр. название города звучит как Йерушалайим. В док-тах Телль-Амарнского архива И. упоминается как Уру-Салим. В ассир. надписях город называется Урусалимму; в греч. текстах встречаются две формы названия: Иерусалем и Гиеросолюма. Арабы в наши дни называют И. Эль-Кудсом – «святой» (см. Ис. 52:1; Мф. 4:5).

II. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

А. И. расположен на склонах иуд. гор (Пс. 86:2), вост. водораздела, на высоте около 760 м над уровнем моря, прим. в 25 км зап. северного побережья Мертвого моря. Известняковое плато, на котором стоит город, понижается к югу и разделяется проходящим с севера на юг, но в настоящее время почти полностью засыпанным, оврагом (Эль-Вад; у Иосифа Флавия – «долина сыроделов»). Вост. этой «долины сыроделов» расположены холм Офел (720 м) и гора Мориа (744 м), а зап. – Верхний город (772 м). Т.о., на тер. города наблюдается значит. перепад высот. На западе и юге И. отделен от окружающих его гор долиной Енномовой; от располож. на востоке Масличной горы (более 800 м) его отделяет Кедронская долина.

Б. Хотя дороги из И. шли в разных направлениях, основные торговые пути находились в стороне от древнего города. Значение И. как главного города Израиля и Иудеи определяется не его географич. положением, а Божьим избранием: «Мое имя будет там» (3Цар. 8:29; ср. Пс. 67:17; ⇒ Избрание (II,2а) ⇒ Ковчег заветаДавидХрамСоломон).

В. Единств. не пересыхавшим источником в окрестностях И. был Гион в Кедронской долине (совр. название – «источник Марии»). От него в город иевусеев был проложен водопровод. Позднее вода из этого источника поступала в Силоамский пруд по наземному водопроводу, а затем – по туннелю, который был вырыт по повелению Езекии. В том месте, где сходятся Енномова и Кедронская долины, находится источник грунтовых вод Рогель, или Драконов источник (совр. название – Бир-Эйюб, «колодец Иова»). Вокруг источника были сделаны многочисл. водосборники, в которые собирали дождевую воду с Масличной горы. Вероятно, еще в дорим. время были построены два водопровода длиной по 12 км, по которым в храм поступала вода из источника в ⇒ Ефаме (1) – из т.наз. прудов Соломона (см. Екк. 2:6), располож. юго-зап. Вифлеема.

III. ИСТОРИЯ

А. Древнейший И. известен как город иевусеев – Иевус (Суд. 19:10), или крепость Сион (2Цар. 5:7). Не смогли изгнать иевусеев из И. сначала иудеяне, поразившие город мечом и предавшие его огню, а затем вениамитяне (Суд. 1:8.21). Город располагался на холме у источника Гион (юго-вост. часть совр. города), его площадь составляла 3 га. В результате археол. раскопок были обнаружены остатки укрепления. После того как Давид завоевал И., он назвал его своим именем (2Цар. 5:9). Царь восстановил гор. стену (2Цар. 5:9; 1Пар. 11:8; ср. ⇒ Милло). Соломон расширил Иерусалим на север, построив дворец, храм, прилегающие к нему здания (занимавшие площадь в 9 га), а также ⇒ Милло, заполнив пустующие тер. в городе Давида (3Цар. 11– в Синод. пер. – «починивал повреждения»), т.е. застроив пустырь между дворцом и городом Давида у холма ⇒ Офел. кроме того, Соломон еще более укрепил стены города (3Цар. 3:1; 3Цар. 9:15.24).

Б: 1) во времена правления царей площадь И. увеличилась еще на 9 га в сев.-зап. направлении; была построена «вторая часть» И. (4Цар. 22:14; Соф. 1:10 – в Синод. пер. – «другие ворота»), которая из-за своей формы получила название «ступа» (Соф. 1:11; в Синод. пер. – «нижняя часть города»). Гор. стены и башни были заново укреплены и отремонтированы (2Пар. 26:9; 2Пар. 27:3; 2Пар. 32:5; 2Пар. 33:14), но вплоть до вавил. ⇒ плена И., вероятно, больше не расширялся;

2) в 925 г. до Р.Х. город был завоеван и разграблен фараоном Сусакимом (Шешонком) (3Цар. 14:25.26), а ок. 843 г. до Р.Х. – филистимлянами и арабами (2Пар. 21:16.17). Ок. 800 г. до Р.Х. городу угрожал сир. царь Азаил (4Цар. 12:17.18). В 792 г. до Р.Х. израил. царь Иоас разрушил стену И. от Ефремовых до Угольных ворот – на четыреста локтей (4Цар. 14:13). В 701 г. до Р.Х. город безуспешно осаждал Сеннахирим (Синаххериб) (4Цар. 18–19), а после 648 г. до Р.Х. ассирийцы увели в плен царя Манассию (2Пар. 33:11). В 609 г. до Р.Х. И. был захвачен фараоном ⇒ Нехао (Нехо) (2Пар. 36:3). Дважды И. захватывал Навуходоносор (в 605 и 597 гг. до Р.Х.; Дан. 1:1.2; 4Цар 24 и след.) и наконец после двух лет осады окончат. разрушил его в 587 г. до Р.Х. (4Цар. 25); ⇒ Год (II).

В. Восстановление города началось после 538 г. до Р.Х. Ко времени Неемии, который в 445 г. до Р.Х. заново отстроил гор. стены, относится первое описание иерусалимских укреплений. На прилагаемой схеме указаны ворота, существовавшие в то время в И.

Номерами 1–4 обозначены не сохранившиеся (за искл. ворот, позже получивших название «ворота Долины») ко времени Неемии ворота города иевусеев;

5 – Овечьи (Неем. 3:1; Неем. 12:39; Ин. 5:2), или Вениаминовы, ворота (Иер. 37:13; Иер. 38:7; Зах. 14:10). Зап. их находились башни Меа и Хананэла (Неем. 3:1; Неем. 12:39);

6 – Рыбные ворота (Неем. 3:3; Неем. 12:39; 2Пар. 33:14; Соф. 1:10). Вероятно, именно они называются «первыми» в Зах. 14 и «средними» в Иер. 39:3;

7 – Старые (Неем. 3:6; Неем. 12:39), или Угольные (Угловые), ворота (4Цар. 14:13; Иер. 31:38; 2Пар. 26:9; Зах. 14:10);

8 – Ефремовы ворота (4Цар. 14:13; Неем. 8:16). Считалось, что это те же ворота, что и Рыбные (6), однако, согласно Неем. 12:38.39, Ефремовы ворота находились между Старыми воротами (7) и широкой стеной (ср. Неем. 3:8, где об этом участке говорится: «И восстановили Иерусалим до стены широкой»). Этому не противоречит и 4Цар. 14:13 (ср. 2Пар. 26:9). За широкой стеной стояла Печная башня (Неем. 3:8.11; Неем. 12:38);

9 – ворота Долины (Неем. 2:13; Неем. 3:13; 2Пар. 26:9), которые находились на месте зап. ворот Иевуса. Раскопки свидетельствуют о том, что этими воротами пользовались вплоть до эпохи Маккавеев;

10 – Навозные ворота (Неем. 2:13; Неем. 3:13.14; Неем. 12:31), называемые также «воротами между двумя стенами» (4Цар. 25:4) и «воротами Харшиф» («ворота черепков», Иер. 19:2);

11 – ворота Источника (Неем. 2:14; Неем. 3:15; Неем. 12:37), рядом с которыми в Кедронской долине находился цар. источник (Неем. 2:14), в наст. времени засыпанный землей;

12 – Водяные ворота (Неем. 3:26; Неем. 8:1.16; Неем. 12:37);

13 – Конские ворота (Неем. 3:28; 2Пар. 23:15; Иер. 31:40), внутр. ворота между храмовой площадью и Офелом;

14 – внутр. Темничные ворота (Неем. 3:31, в Синод. пер. – «ворота Гаммифкад»; Неем. 12:39) находились, вероятно, сев.-вост. храма.

Г. Обнесение крепостной стеной верхнего города следует, вероятно (вопреки данным Иосифа Флавия), отнести к эллинистич. времени. Лишь в это время в других городах Палестины стали появляться кварталы площадью около или более 5 га (Аскалон, Самария), к тому же ни один из найденных на сегодняшний день остатков стены верхнего города не указывает однозначно на более ранний период. О существовании более древнего поселения в верхнем городе данных нет; маловероятным представляется предположение некоторых ученых, что рядом с городом Давида выселенные из него иевусеи основали новое поселение. После того как тер. города увеличилась к юго-зап. на 45 га, И. достиг площади, которая сохранилась до новозаветного времени. После Александра Македонского И. стал типично греческим городом (332 г. до Р.Х.); в ходе войн, которые вели преемники Александра, а также во времена Маккавеев И. нередко переходил из рук в руки, а его укрепления то разрушались, то восстанавливались заново (см. Сир. 50:1–4; III в. до Р.Х.).

Д: 1) в 63 г. до Р.Х. И. был завоеван рим. полководцем Помпеем. В 40 г. до Р.Х. город оказался в руках парфян, после чего в 37 г. до Р.Х. им овладел Ирод Великий. В годы его правления И. пережил новый расцвет. Ирод полностью перестроил ⇒ храм (VI); на месте маккавейской крепости Барис (сев. храма) он построил крепость Антония, а в зап. части И. воздвиг свой дворец. Позднее этот дворец стал резиденцией рим. наместников на время великих иуд. праздников; скорее всего, именно здесь находились претория Пилата и ⇒ Гаввафа. Ирод Антипа жил в И., вероятно, во дворце Хасмонеев, располож. вост. дворца Ирода. (О других примечат. местах И., связанных с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, см. отдельные статьи);

2) последнее расширение И. на 30 (или даже 60) га предпринял Ирод Агриппа I. Он обнес пригород Везефу т.наз. третьей стеной, но вынужден был, под нажимом римлян, остановить строительство. Полагают, что стена находилась на месте совр. сев. стены (построенной в XVI в.) или на месте остатков стены, обнаруж. на 500 м сев. ее. В 70 г. по Р.Х., во время иуд. войны, И. был полностью разрушен; Тит сохранил только часть зап. стены и три мощные башни дворца Ирода в качестве свидетельства своей победы (цвет. вклейки 27; 41; 69). После второго иуд. восстания (132–135 гг. по Р.Х.) император Адриан на развалинах И. основал языч. город, колонию Элиа-Капитолина с храмом Юпитера на храмовой площади. Евреям вплоть до правления Константина было запрещено входить в И. В 638 г. по Р.Х. город был завоеван арабами, которые позднее воздвигли на храмовой площади мечеть Омара. Со времени Адриана древний Сион, город Давида, находится за юж. стеной.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle