Книга пророка Иезекииля
I.АВТОР
Иезекииль – третий из великих пророков ВЗ. Евр ф-ма этого имени Йехэзкель означает «Бог укрепляет/придает силы».
II
1) сын священника Вузия, Иезекииль также был священником, а с пятого года вавил. плена, куда он был уведен в 597 г. до Р.Х. вместе с иуд. царем ⇒ Иехонией (4Цар 24 и след.), призванный Господом, он становится пророком (Иез. 1:1–3). При царе ⇒ Седекии Иерусалим был разрушен; Иезекииль подтверждает факт разрушения города в 587 г. до Р.Х. (см. Иез. 33:21; Иез. 40:1). Самая поздняя из многочисл. ссылок на историч. даты содержится в Иез. 29 – 2-й год плена (571 г. до Р.Х.);
2) Иезекииль был женат (Иез. 24:16.18) и владел собств. домом (Иез. 8:1; ср. Иер. 29:4–6), вероятно, в Тел-Авиве (Иез. 3:15). Он жил среди тех, кто был переселен на р. Ховар (Иез. 1:1), в окрестности Вавилона. Переселенцы признавали Иезекииля пророком, он возвещал им Божью волю, старейшины вопрошали через него Господа (Иез. 8:1; Иез. 11:25; Иез. 14:1; Иез. 20:1). В местах, где жили иудеи, царили спокойствие и порядок; видимо, на чужбине переселенцам жилось относит. неплохо.
III
Иезекииль стал первым среди пророков, который, будучи призван Господом, нес служение за пределами земли обетованной. Это казалось столь странным, что даже во времена более позднего иудаизма время от времени оспаривалась правомерность включения К.п.И. в ветхозаветный канон. Пророч. речи и знамения Иезекииля помогали переселенцам ощущать тесную связь с Иудейским царством и своим народом. Через пророка они узнавали о положении дел в Иерусалиме (Иез. 8) и о грозящем суде (Иез. 4–7); самые важные события Бог открывал Иезекиилю в тот же день, в который они происходили на его далекой родине (Иез 24 и след.).
IV. ПРОРОЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В пророческой деятельности Иезекииля просматриваются два четко разгранич. периода: до и после разрушения Иерусалима в 587 г. до Р.Х. (ср. Иез 33 и след.). Вначале пророк упрекает народ за идолопоклонство и предсказывает Божий суд, а после катастрофы становится утешителем и пророком спасения, выразителем надежд на будущее обновление. К.п.И. состоит из 48 глав, которые можно сгруппировать след. образом:
А. Рассказ о призвании Иезекииля (Иез. 1–3).
Б. Возвещение суда над Иерусалимом (Иез. 4–24).
В. Возвещение суда над другими народами (Иез. 25–32).
Г. Утешительные речи после падения Иерусалима: новый союз, возрождение народа, гибель врагов (Иез. 33–39).
Д. Новый устав для храма и для народа (Иез. 40–48).
А) Ключом к пониманию пророчеств Иезекииля служат обстоятельства его призвания, поэтому рассказ о времени и месте этого события находится в самом начале книги (Иез. 1–3). Бог явился пророку в непередаваемом величии и славе:
А) Ключом к пониманию пророчеств Иезекииля служат обстоятельства его призвания, поэтому рассказ о времени и месте этого события находится в самом начале книги (Иез. 1–3). Бог явился пророку в непередаваемом величии и славе:
1) описанная в К.п.И. история призвания – наиб. обстоятельная из всех аналогичных историй, изложенных в ВЗ. В момент призвания пр. Иеремии (Иер 1 и след.) имело место чисто словесное откровение; пр. Исаии (Ис. 6) откровение было дано в словах и в видении, причем слово и видение были равноценны. В К.п.И. на первый план выходит видение божеств. откровения, длящееся вплоть до того момента, когда, в соответствии с Божьим указанием, пророк съел, «как мед», свиток с описанием горя (Иез 3 и след.). После этого он был вовлечен в открывшееся ему видение. (Подобное многообразие картин видения встречается также в Зах. 1–6.) На протяжении всего пророч. служения Иезекииль воспринимал слово Божье прежде всего через видения. Передает же свои пророчества он чаще всего в притчах, а также посредством действий;
2) Иезекииль получил откровение Божьей славы, находясь в плену, за пределами земли обетованной. Народу Израиля это казалось невозможным (см. выше, III), т.к. считалось, что Господь избрал для Своего откровения только одно место – Иерусалим (Втор 12:4 и след.; 3Цар 8 и след.; ср. Иер. 7:4). Поскольку получателем откровения выступал священник, который, как никто другой, должен соблюдать обрядовые установления, такое нарушение традиции воспринималось израильтянами особенно болезненно. Но новое откровение, возвещаемое Иезекиилем, делает очевидным, что Бог отвергает притязания Своего народа на особую «благочестивость»;
3) к Иезекиилю обращен призыв быть стражем своему народу (Иез 3 и след.) – стражем, несущим личную ответственность за передачу Божьего откровения каждому израильтянину. Т.о., здесь подчеркивается, что, обличая грехи израильтян, Иезекииль способствовал прежде всего спасению их душ. Повторное напоминание Богом Иезекиилю о его призвании в момент наступления катастрофы подтверждает весомость назначения пророка стражем Израиля (Иез 33 и след.). Тот факт, что пророк переходит от обличит. речей к утешит. (Иез 33 и след.), указывает на неразрывную связь между его пророчеством о суде и пророчеством о милосердии. В этом единстве проявляется сущность Божьих деяний по отношению к народу Израиля. Бог остается милостивым даже при совершении суда, Его деяния направлены на обновление народа.
Б. Вторая часть К.п.И. (Иез. 4– Иез. 24:27) содержит речи о грядущем суде. В образах, притчах и символич. действиях пророк предсказывает падение Иерусалима:
1) Господь повелевает возвестить суд над Иудейским царством четырьмя символич. действиями:
а) Иезекииль должен «начертать» на кирпиче осажденный город Иерусалим (Иез. 4:1–3); б) затем Бог обязал пророка принять участие в исполнении суда, что тот и исполнил возлежанием на левом боку, символич. «положив на него беззаконие дома Израилева». Т.о., Иезекииль становится обличителем греха Израиля и Иуды против Бога, будучи, вместе с тем, сопричастным к их вине; в) эта аллегорич. картина дополняется символич. действиями с хлебом и водой, причем их количество соответствует рациону осажденного города: двадцать сиклей (320 г) хлеба и шестая часть гина (2/3 л) воды в день; этим предсказываются грядущие бедствия Иерусалима; г) знак печали – сбривание волос, по повелению Бога, становится в К.п.И. также знаком суда, когда Бог в гневе рассеивает Свой народ (Иез. 5:1–4). Иез. 5:3, однако, указывает на то, что это не последний Божий суд (⇒ Остаток);
2) в Иез 6–7 вместе с угрозой суда впервые звучат слова, которые затем красной нитью проходят через всю К.п.И.: «...И узнаете, что Я – Господь» (Иез 6 и след.; Иез. 7:4.9.27). К пониманию этого должны прийти и спасенные (Иез. 6:10);
3) видение, описанное в Иез. 8–11, открывает греховность совершавшегося в Иерусалиме богослужения и показывает Божий суд над ним. Пророк видит творимые в храме мерзости, идола ревности у ворот жертвенника (Иез 8 и след.), «изображения пресмыкающихся и нечистых животных» на стенах храма, женщин, плачущих у ворот храма по ⇒ Фаммузе (Таммузу), и мужчин, вероятно, священников, поклоняющихся солнцу. Картина такого извращенного богослужения свидетельствует о том, что народ Израиля смертельно болен, и ему остается только ожидать Божьего суда. И все же те немногие, у которых творящиеся мерзости вызывают скорбь, будут избавлены от суда (Иез. 9). Видение завершается тем, что слава Господня уходит из оскверненного храма. Бог оставляет избранное Им место и покидает Свой народ из-за его греховности (Иез. 10:1; Иез. 11);
4) после того как Господь оставил храм и город, суд над Израилем становится неотвратимым. Символич. действия (Иез. 12:1–16; ср. 4Цар. 25:4–7; Иез. 24) и изобилующие аллегориями речи Иезекииля (Иез. 15:1; Иез. 17:1; 19) с мельчайшими подробностями предсказывают гибель царя и народа, призванных ответить за свои грехи (Иез. 18). Главы (Иез. 16:1; Иез. 23), рисующие картины распутства, еще раз напоминают израильтянам о любви Господа, которую они попрали самым ужасным образом. Пророк говорит о двух сестрах – Оголе и Оголиве. Огола («их шатер») символизирует Северное царство с его самовольно избранным святилищем, а Оголива («мой шатёр») – Иудейское царство с Иерусалимом и храмом. Иезекииль адресует гневные слова лжепророкам (Иез. 13). Но и старейшины Израиля, находящиеся среди изгнанников, не получают ответа Господа из-за своего идолопоклонства (Иез. 14);
5) в атмосфере безнадежности, создаваемой пророчествами о суде, яркими лучами света сияют два обетования, указывающие на грядущего Спасителя как на «нежную отрасль» (Иез. 17:22; ср. Ис. 11:1; Ис. 53:2) и наследника развалин Иерусалима (Иез. 21:27);
6) в тот день, когда вокруг Иерусалима смыкается кольцо осады, Иезекииль вновь обращается к народу (Иез. 24:1–14). Вечером того же дня у пророка умирает жена, но Господь приказывает ему молча переносить горе до той поры, пока некто спасшийся не принесет ему весть о падении Иерусалима. Свершился суд, которым грозил Господь, и Богу нечего больше сказать Своему народу, прозябающему в изгнании.
В. В третьей части К.п.И. повествуется об окружающих Израиль народах (Иез. 25–32). Бог запрещает им злорадствовать по поводу судьбы Иерусалима, поскольку на этот суд имеет право только Он. Но вместе с тем Господь – это и Бог язычников, осуждающий их деяния и направляющий их жизнь. Если высказывания о других народах на первый взгляд и выходят за рамки К.п.И., то именно в обосновании суда над народами просматривается тайна избрания народа Израиля.
Г. Четвертый раздел К.п.И. (Иез. 33–39) убедит. показывает, что Божий суд – это очищающий суд, через него Господь намерен спасти Свой народ. За судом стоит воля Бога к обновлению народа Израиля:
1) в трех картинах показано обновление народа Израиля, началом которого стал суд Божий: а) Бог хочет поставить над Своим народом доброго пастыря, который должен собрать израильтян и объединить Израильское и Иудейское царства (Иез. 34:1; Иез. 37:15–28; ср. Ин. 10:1; Евр. 13:20); б) земля должна быть обжита, поля возделаны заново, чтобы вновь приносить плоды (Иез. 36); в) наконец, Бог стремится заменить израильтянам сердце каменное на «сердце плотяное» (Иез 36 и след.); будучи Творцом, Он создает совершенно новый народ Израиля. Эти деяния, хотя и обращенные на ⇒ остаток народа, тем не менее представляют собой новое творение, что наиб. ярко проявляется в видении воскресения мертвых костей (Иез. 37:1–14);
2) обещанному обновлению будут угрожать враги (Иез. 38–39). Противостоящие Богу силы ополчатся на обновленный Божий народ, но теперь он устоит, потому что Бог дарует ему победу.
Д. В пятом разделе еще раз проявляется особенность пророч. откровения Иезекииля. Божий народ может жить только с Богом. Поэтому место общения с Богом, храм, и проходящие в нем богослужения должны быть устроены по новому уставу. Обновятся жизненный уклад и обществ. устройство в земле обетованной. Когда эти новые Божьи установления будут претворены в жизнь, Бог вернется к Своему народу (Иез 43 и след.). Т.о. новое творение Господа достигнет своей цели, столица новой земли будет называться Яхве шамма, т.е. «Господь там [в Иерусалиме]».
V. ОСНОВНОЙ СМЫСЛ ПРОРОЧЕСТВА
1) основной смысл ПРОРОЧЕСТВА Иезекииля состоит в том, что без общения с Богом и без Его присутствия жизнь невозможна. Бог взывает к Своему народу, потому что любит его, – и тогда, когда совершает суд, и тогда, когда творит милость. К.п.И. неоднократно говорит не о Самом Боге, а о присутствии славы [евр. шехина] Господней, за которой скрывается Бог. Шехина – это одновременно и близость Бога к человеку, и отдаленность от Него, и откровение Божье, и Его сокрытость от человеч. глаз. Присутствие славы – это то, что выделяет народ Израиля из числа других народов. Этим он исполняет свое призвание, распространяя исповедание Бога живого. Если слава Господня и покидает народ Божий во время суда, то это происходит с единств. целью: «И будет знать дом Израилев, что Я – Господь, Бог их». То, что узнает народ Божий, познают и другие народы (Иез. 39:21–24). От святого величия Господа, Который карает и милует, исходит пророчество Иезекииля, и только к Богу оно должно привести вновь. Общение со славой Божьей может происходить только при богослужении, совершаемом в соответствии с установлениями. Поэтому пророк столь серьезно обличает всякого рода нарушения в богослужении; в противном случае, говорит он, обновление окажется невозможным. Как при новом разделе земли (Иез. 40–48) храм оказывается в центре страны, так и очищенное служение Богу составляет сердцевину жизни. Но основой этих новых установлений является внутреннее обновление (Иез 36 и след.);
2) пр. Иезекииль, находясь на чужбине, переживал происходившие на родине события вдали от Иерусалима. Но Бог сделал его непосредств. участником суда над Иерусалимом. Отсюда и живая образность его книги. Как пророк, Иезекииль остается частью своего народа: он соучаствует в его жизни (Иез. 3:26), страдает вместе с ним (Иез 4 и след.) и полностью отдает себя служению Богу (Иез. 24:16–18). Т.о., на примере Иезекииля становится понятно, чего Бог ожидает от Своего народа, чего добивается от него. Благодаря служению Иезекииля израильтяне должны заново прийти к исповеданию Бога и обновлению своей жизни; те же, кто еще не признает Бога, должны познать Его и поклониться Ему в Его славе;
3) поздний иудаизм во многом опирался на К.п.И., но при этом пророчества Иезекииля подвергались одностороннему истолкованию. Последовавшим после вавил. плена обновлением народа содержание пророчеств Иезекииля не исчерпывается, поскольку вхождение Божьей славы в храм (Иез. 43:2–9) происходило не так, как он это предсказывал (ср. 1Езд. 6:16–18);
4) в этой связи возникает вопрос об истолковании К.п.И. в Церкви Христовой. НЗ видит в спасающих Божьих деяних, о которых сообщает Иезекииль, события последнего времени. Однако высказывания в 2Кор. 3:3; 2Кор. 6:16; 1Фес. 4:8, опирающиеся на Иез 36 и след.; Иез. 37 и Иез. 37:14, указывают и на новозаветную Церковь, где через обновление сердец и сошествие Духа происходит обновление людей, которое должно рассматриваться как начало нового Божьего творения. Поэтому не возникает сомнений в том, что яркие образы К.п.И. аллегорич. указывают на Христа (ср. Иез. 34:16 и Лк. 19:10), а след., и на Церковь, состоящую из иудеев и язычников и представляющую собой новый народ Божий, который исповедует Иисуса Христа как окончат. откровение Божье и поклоняется Богу «в духе и истине» (Ин. 4:24). След., Божий народ там, где люди исповедуют: «...И мы видели славу Его» (Ин. 1:14).