Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Милость, благодать

I. Еврейские слова хен и хесед переводятся как «милость», при этом хен означает «благосклонность», «расположение» по отношению к определ. человеку (Быт. 19:19; Быт. 39:21; Быт. 47:29), а хесед – «поступок, вознаграждающий к.-л. за преданность и верность, за оказание помощи» (Быт. 24:12; Быт. 40:14; 1Цар. 20:8.14.15); слово хесед также – свидетельство любви. Употребляемое в сходном значении слово рахамим означает прежде всего «милосердие», «сострадание» (Пс. 24:6; Пс. 39:12; Пс. 50:3; Пс. 68:17; Ис. 63:7.9). Евр слову рахамим соответствует греч. слово харис, которое является однокоренным со словом хара – «радость». В Синод. пер. слово харис передано по-разному: «благодать» (Лк. 4:22; Деян. 7:46; Деян. 14:26; Деян. 15:40; Кол. 4:6), «любовь» (Деян. 2:47; Лк. 2:52), «подаяние» (1Кор. 16:3), «доброе дело» (2Кор. 8:6), «благодарение» (Лк. 17:9; 2Кор. 8:16), «благодарность» в значении «вознаграждение» (Лк. 6:32–34).

II. Бог являет Свою М., руководствуясь сострадательной ⇒ любовью (Исх. 33:19; Пс. 102:8–13; Ис. 55:3). Человек ничем не заслужил этой М., он не имеет на нее никакого права (Рим. 3:24; Рим. 11:6; Еф. 2:8–9; ср. Втор. 7:7–8). Однако Бог многомилостив (Исх. 34:6; Пс. 85:15; Иоил. 2:13). Божья М. подобна росе и дождю (Притч. 16:15; Притч. 19:12), она необходима каждому человеку для счастья и благополучия. Божья М. велика и могущественна (Пс. 116:2), она поддерживает нас (Пс. 93:18). Во Христе человек обретает милосердный Божий дар – жизнь вечную (Рим. 6:23). «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:14,16,17). Оправдание по М. (благодати) Божьей (Рим. 3:24; Рим. 4:4,16; Рим. 11:6) предполагает не только прощение грехов, но и новую, обретенную благодаря Божьей М. праведную жизнь (Рим. 5:17,21; 2Кор. 12:9; ср. 1Петр. 2:19: «Ибо это благодать, если кто по совести, ради Бога переносит скорби, страдая несправедливо» – цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана).

Ап. Павел проповедует «Евангелие благодати Божией» (Деян. 20:24). Сынам нового завета, в отличие от участников прежнего завета, была дана сила жить с Богом: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2:11.12). Милосердие требуется и от человека – как свидетельство его верности Богу (Ос. 12:6; Мих. 6:8). Любое деяние, совершаемое христианином по Божьей воле, вознаграждается обилием благодати (Рим. 5:17), позволяющей ему преодолеть все испытания. В НЗ говорится о необходимости пребывания в благодати (2Кор. 1:12; ср. Ин. 15:1–8). О себе самом Павел свидетельствует: «Не отвергаю благодати Божией» (Гал. 2:21; ср. 1Кор. 15:10), а в Послании к Евреям он предупреждает: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией» (Евр. 12:15). Павел призывает христиан пребывать и возрастать в благодати (Деян. 13:43; 2Петр. 3:18), шлет церквам хотя и традиционные, но в то же время искренние пожелания о даровании благодати и молится об этом (Деян. 20:32; Рим. 1:7; Рим. 16:20.24; 1Кор. 1:3; 1Кор. 16 и др.). Благодать может явиться и тогда, когда человек теряет веру в собств. силы (Гал. 2:16,20,21): «Смиренным дает благодать» (1Петр. 5:5; Иак. 4:6). Всю свою надежду христианин должен возлагать на благодать Божью (1Петр. 1:13); она – единств. сила, способная ему помочь: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9).


Комментарии для сайта Cackle