Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Моавитяне

Моавитяне (об этимологии слова ⇒ Моав; о происхождении народа ⇒ Лот). Согл. Библии, М. родственны аммонитянам, и оба эти народа состояли в родстве с Израилем. М. обитали вост. Мертвого моря, сев. Эдома и юж. Аммона. Они изгнали эмимов и заняли их тер. (Втор. 2:10.11). Однако ко времени появления израильтян в Заиорданье аморреи во главе с Сигоном, царем Хешбона (в Синод. пер. – Есевона) оттеснили М. и аммонитян, отняв у них земли между Арноном и Иавоком (Числ. 21:13.26–30). При разделении Ханаана и Заиорданья между коленами Израиля колено Рувима получило в удел область от Ароера, стоящего на реке Арнон, до Иордана, включая все нагорье в области ⇒ Медевы (Мадабы) вместе с Хешбоном (Есевоном) и зависящими от него городами (Нав. 13:15–23). Так рувимляне стали сев. соседями М., что постоянно создавало для последних трудности политич. характера. Уже ко времени исхода Израиля из Египта М. входили в число крупнейших в пределах Ханаана народов (Исх. 15:15).

В песне Моисея (Исх. 15) говорится об эйлей Моав – «сильных Моава» (в Синод. пер. – «вожди Моавитские»), что может быть понято и как «овны Моава»: такое обозначение могло быть намеком на обилие скота в Моаве (см. 4Цар. 3:4), кроме того, в древнейшей ближневост. символике овен означал правителя. Господь запретил израильтянам враждовать с М. и нападать на них (Втор. 2:9). М. позволили израильтянам пройти через свои земли в Ханаан (Втор. 2:28.29), однако не только не встретили их хлебом и водой, но даже призвали ⇒ Валаама, чтобы тот проклял народ Господень (Втор. 23:4.5). В наказание М. и в десятом поколении не дано было войти в общество Господне (Втор. 23:3). В Ситтиме М. совращали израильтян к идолопоклонству (Числ. 25:1; Ос. 9:10). Царь М. Еглон, покорив израильтян, угнетал их 18 лет, пока судья Аод не поразил его, подготовив этим избавление от ига М. (Суд. 3:12–30). Однако во взаимоотношениях израильтян и М. наблюдаются и некоторые проявления приязни. Так, Руфь, прабабка Давида, была моавитянкой; Давид доверил своих родителей охране царя Моава во время преследований Саула (1Цар. 22:3.4). После разрушения Иерусалима в 586 г. до Р.Х. некоторые иудеи нашли пристанище в Моаве (Иер. 40:11).

Чаще, однако, М. были противниками израильтян. Саул вел с ними войну (1Цар. 14:47), Давид, победив, сделал их своими данниками (2Цар. 8:2.12; 1Пар. 18:2.11). Об истории М. в IX в. до Р.Х. ⇒ МешаКамень Меши. При израил. царе Иоасе моавитские полчища вторглись в страну (4Цар. 13:20.21). М. платили дань ассир. царям Тиглатпаласару III, Синаххерибу и Асархаддону, поддерживали Ашшурбанапала. Во время восстания Иоакима против Навуходоносора они напали на Иудею (4Цар. 24:2). М. заключили с Седекией временный союз против Навуходоносора (Иер. 27:3), однако впоследствии радовались поражению Иудеи (Иез. 25:8–11). После возвращения из вавил. плена некоторые иудеи взяли себе в жены моавитянок (1Езд. 9:1.2; Неем. 13:23). С течением времени М. были поглощены арабами.

Пророки по-разному описывали грядущий суд над М., который постигнет их, гл. образом, за гордость и высокомерие (Ис. 15Ис. 16:1; Иер. 9:25.26; Иер. 25:21; Иер. 48:1; Ам. 2:1–3; Соф. 2:8–11). М. были язычниками, главным их божеством был Кемош (в Синод. пер. – Хамос, 3Цар. 11:7). (См. надпись на Камне Меши, где помимо Кемоша, упоминается Аштар-Кемош – вероятно, верховная богиня.) Почитаемым у М. божеством был также Ваал-Фегор (Числ. 25:1–3); по-видимому, считалось, что он обитает на одной из вершин Аваримских гор (⇒ Моав, 2).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle