Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Плата, вознаграждение, награда

I. Человек получает П. за работу, выполненную им по поручению другого человека. Каждый, кто выполняет к.-л. работу, должен быть вознагражден за нее (ср. Быт. 29:15; Лев. 19:13; Втор. 24:14.15; Лк. 10:7). Ветхозаветный Закон и пророки свидетельствуют о том, что выплата заслуженного вознаграждения соответствует Божьей воле. В числе других обществ. пороков, которые одноврем. характеризуются как непослушание Богу, упоминаются невыплата вознаграждения (Иер. 22:13) и требование вознаграждения тогда, когда оно недопустимо (Мих. 3:11).

II. 1) в метафорич. значении слова «вознаграждение», «плата» «награда» (в Синод. пер. обычно – «доля», «участь», «жребий», «наследие», «возмездие» и др.) встречаются прежде всего в тех случаях, когда говорится о воздаянии Бога человеку за непослушание и недобрые дела. Это «вознаграждение» заключается в несчастье, неурожае, голоде, болезнях, смерти, в рассеянии народа на чужбине. (Ср. Иов. 20:29; Иов. 27:13; Пс. 10:6; Ис. 17:14; Иер. 6:19; Иер. 13:25; Рим. 1:27; 2Петр. 2:13.) Истинное же вознаграждение – счастье, радость, благополучие, духовное благословение – полагается человеку за послушание и за праведные дела (Пс. 18:12; Ис. 61:8);

2) иуд. законники выстроили след. схему отношений человека с Богом: кто совершает дурное, на того – как правило, уже в этой жизни – обрушиваются Божье наказание и несчастья, а тот, кто поступает праведно и послушен Богу, может рассчитывать на земное благополучие и на Божье благословение (см. Лк. 18:9–14). Из речей друзей Иова, равно как и из Лк. 13:1–5; Ин. 9:2 и др., можно сделать заключение, что подобные идеи получили свое дальнейшее развитие, в результате чего выводы о смирении или непослушании человека, о его праведности или греховности делались на основании лишь внешних обстоятельств его жизни. Говоря о том, что Бог повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, Иисус дает понять, что по тому, как сложилась жизнь человека, нельзя судить об отношении к нему Бога (Мф. 5:44.45);

3) Иисус часто говорил о будущем вознаграждении верующим (Мф. 5:12; Мф. 10:41.42; Мф. 19:27–29; Лк. 6:23); при этом Он, однако, показывал, что человек не может требовать у Бога награды (Мф. 20:1–15; Лк. 17:7–10). Притча о работниках в винограднике убедительно доказывает, что для подданных Царства Христова не существует «сдельной оплаты труда». Здесь главную роль играет не видимая жизнь человека, а насыщение его Божьей правдой (⇒ Справедливость, праведность) (Мф. 5:6), т.е. принадлежность ко Христу и обитание в нем Св. Духа. Отношения работника и господина, предусматривающие обязат. выплату вознаграждения, сменяются сыновними отношениями верующего со своим Отцом Богом, при которых П. более не требуется (Мф. 6:1–5; Лк. 6:35; Рим. 4:4.5). Вознаграждение христианина, испытывающего вслед за Иисусом страдания и подвергающегося за Него поношениям, заключается в общении с Господом в этой жизни и в будущей славе, а также в Божьем благословении (Мк. 10:29.30). В 1Кор. 3:8–15 ап. Павел говорит о том, что даже единичное дело, совершенное христианином, которому была дарована Божья сила, будет вознаграждено. ⇒ Слава (II,1).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle