Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Пришелец

I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) в состав израил. общества наряду с «природными жителями» входили «пришельцы» (Исх. 12:19; Лев. 16:29; Числ. 9:14), которые жили среди израильтян и находились под защитой главы одного из колен. Они давали обязательство придерживаться обычаев богоизбр. народа и пользовались определ. правами. Их называли «пришельцами» и «поселенцами» (Числ. 35:15), «притеснять и угнетать» их было запрещено (Исх. 22:21). Так как Господь Бог любит П., то их должны любить и израильтяне, в прошлом сами «пришельцы в земле Египетской» (Втор. 10:18). В Законе неоднократно упоминается о том, что по отношению к П. необходимо быть милостивым (Втор. 14:29; Втор. 16:11.14; Втор. 26:11). Выполнения предписаний, касающихся П., требовали также пророки (Иер. 7:6; Иер. 22:3; Иез. 22:7; Зах. 7:10; Мал. 3:5). Строго запрещалось судить П. «превратно» (Втор. 24:17; Втор. 27:19). Хотя П. не принадлежали к святому народу (Втор. 14:21), большинство из них обладало равными с израильтянами правами (Лев. 24:22). Однако в некоторых случаях они все же уступали в правах представителям богоизбранного народа. Так, израильтяне, вынужденные продать себя в рабство из-за бедности, в ⇒ юбилейный год становились свободными, П. же оставались рабами навечно (Лев. 25:45). Если израильтянин из-за нужды продавал себя в рабство П., то семья израильтянина могла в любое время выкупить его (Лев. 25:47–49); также оговаривалось, что с рабом-израильтянином нельзя обращаться жестоко (Лев. 25:53). Хотя браки между израильтянами и дочерьми П. были запрещены, они все же имели место (Втор. 21:10; Суд. 14:1; 1Езд. 9:1; 1Езд. 10:2);

2) П. были обязаны вместе с израильтянами участвовать в слушании Закона (Втор. 31:12). Они были включены в завет Бога с Его народом (Втор. 29:9–12) и могли быть приняты в общество Израиля в том случае, если совершали обрезание (Исх. 12:48). П. наряду с левитами, сиротами и вдовами получали свою часть десятин в третий год (Втор. 26:12). кроме того, они имели право участвовать в праздниках Седмиц и Кущей (Втор. 16:11). На них распространялся запрет на идолопоклонство (Лев. 20:2), на кровосмесит. и развратные связи (Лев. 18:26), на употребление в пищу крови (Лев. 17:10), на работу в субботний день (Исх. 20:10; Исх. 23:12) и на употребление в пищу квасного во время праздника Пасхи (Исх. 12:19). Так же как израильтяне, П. должны были поститься в День искупления (Лев. 16:29), испрашивать прощение за совершенные ошибки и не злословить на Господа Бога (Лев. 24:16; Числ. 15:26–31). Им разрешалось приносить жертвы Господу (Числ. 15:14; Лев. 17:8). П., спасавшемуся от мстителей за кровь, был открыт доступ в ⇒ города-убежища (Числ. 35:15). До тех пор пока П. не был обрезан, ему не разрешалось участвовать в празднике Пасхи; но, совершив обрезание, он мог принимать участие в богослужениях наравне с евреями.

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Слово «пришелец» употребляется в НЗ по отношению к земной жизни верующего человека (1Петр. 1:1; 1Петр. 2:11; Евр. 11:13). «Истинный град» любого христианина находится на небесах (Флп. 3:20; Евр. 13:14; ⇒ Жилище, III); живя в мире сем, христианин испытывает на себе его враждебность. Язычники, вошедшие в состав народа Божьего через веру в Иисуса Христа, становятся уже не П., а полноправными членами общества Господня (Еф. 2:19).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle