Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Синагога

I. Греч. слово сюнагоге в Синод. пер. чаще всего передается как С., но иногда и как «собрание» (Иак. 2:2). Это слово прежде всего означает собрание людей, затем место собрания иудеев, а также и христиан (Иак. 2 – букв. «в синагогу вашу»); иногда словом С. именуется и собрание еретиков (см. Откр. 2:9; Откр. 3 – в Синод. пер. – «сборище сатанинское»). В новозаветное время С. были как в Палестине (Мк. 1:21; Лк. 4:33), так и в ⇒ рассеянии (Деян. 13:5; Деян. 17:17), и вообще «по всем городам» (Деян. 15:21). В Септуагинте под С. также чаще всего подразумевается собрание иудеев, нередко С. Господня. В 4Цар. 4:38 говорится о собрании пророков (в Синод. пер. – «сыны пророческие»). Важно то, что Пс. 21применяет это понятие в отношении собрания людей вообще (в Синод. пер. – «скопище»), а Иак. 2относит и к христ. собранию (в Синод. пер. – «собрание»).

II. Ни в ВЗ, ни в древнейших иуд. толкованиях Закона не встречается предписаний, которые требовали бы сооружения особых зданий как мест для собраний. Вполне возможно, что С. стали возникать после вавил. плена, т.к. в изгнании их необходимость оказалась очевидной. Там потребовались места, где иудеи могли бы собираться, молиться и слушать Закон. До этого С., как постоянных религ. учреждений наряду с центральным святилищем в Иерусалиме, не существовало. Возможно, свою роль в возникновении С. сыграла реформа Иосии, который разрушил капища на высотах и увел служивших там священников в Иерусалим (4Цар. 23:8; в Синод. пер. здесь евр. коганим – «священники» передано как «жрецы»). «Места собраний Божиих», о которых упоминается в Пс. 73:8, возможно, были связаны с более строгим соблюдением предписаний о субботе, что также могло быть следствием реформы Иосии.

Когда по возвращении из плена были возобновлены жертвоприношения в центральном святилище, все иудеи, которые не могли прийти в Иерусалим, стали собираться по субботам в С. ко времени начала богослужения в Иерусалимском храме. Появление С. скорее всего и особым образом было вызвано рассеянием народа Израиля, поэтому вначале С. укоренились не в Палестине. Существование одной из С. в Египте засвидетельствовано в надписи времен фараона Птолемея III Эвергета (247–221 гг. до Р.Х.). В сир. Антиохии С. существует с периода правления Антиоха Епифана (175–164 гг. до Р.Х.).

Цицерон сообщает о щедром пожертвовании Иерусалимскому храму от синагог Малой Азии (62 г. до Р.Х.). Рим авторы пишут без дополнит. пояснений о «местах молитвы» [греч. просеухэ], т.е. о С.

Два процесса сделали С. основным институтом иудаизма. Во-первых, произошло отделение С. от Иерусалимского храма: после разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.) это позволило иудеям сохранить религ. традиции, поскольку С. оставались единств. религ. учреждением. Во-вторых, институт С. помог внедрить богослужение без жертвоприношений, что после разрушения храма стало вынужд. необходимостью. В результате С. приобрела статус религ., духовного и обществ. центра иуд. общины. Служение в С. было связано с устоявшимися внешними формами и находилось под усиленным наблюдением профессиональных теологов, чего нельзя сказать о С. в ⇒ рассеянии, чье относит. свободное развитие отразилось прежде всего на выборе языка, на котором велась службы (сначала арам., а затем греч. вместо евр., т.е. применялся яз. мировой культуры), на толковании свящ. текстов (на которое также оказала влияние греч. культура) и, наконец, на проповеди мирян (в Деян. 13речь идет о С. диаспоры).

III. О строительстве и устройстве С. существуют лишь самые общие предписания. Каждая С. состоит из основного помещения для богослужения и нескольких смежных, необходимых для деятельности общины. Часто при С. находится двор для проведения особых праздников. В основном помещении – в нише или в особом шкафчике или ларце («ковчег») – на некотором возвышении и за завесой хранятся свитки Торы (Пятикнижия Моисея, Закона). Кроме того, в С. должны стоять два семисвечных ⇒ светильника (ср. Лев. 24:2–4), справа и слева от ларца с Торой; несколько ниже, но выше уровня всего помещения, перед свитками Торы, расположены пульт кантора молитв. песнопений, кресла для начальников синагоги (Мк. 5:22) и раввинов, стол для публичного чтения Закона, а у входа – умывальник для омовения рук. Мозаика из С. Бет-Альфа, на которой изображены ковчег для Торы, оба светильника, занавес и два льва, служит ярким примером того, что запрет на изображения (Исх. 20:4; Втор. 27:15) понимался в иудаизме как запрет на создание именно идолов, а не произведений изобразит. иск-ва вообще, которые встречаются относит. часто, напр. известная настенная роспись по библ. сюжетам в С. Дура-Европос на Евфрате (III в. по Р.Х.). С. Капернаума была украшена рельефом, на котором, предположит., был изображен ковчег для Торы, поставл. на колесницу, возможно, рельеф воссозд. возвращение ковчега завета филистимлянами (1Цар. 6:10).

Фронтон С., нередко с тремя дверями или окнами, указывал на Иерусалим, но гораздо чаще указателем на Иерусалим служил ковчег с Торой, который устанавливался при богослужении в опред. месте. В С. Капернаума уже имелось постоянное возвышение недалеко от главного входа, обращенного здесь на юг. Но стена, обращенная в сторону Иерусалима (очень часто – восточная) могла быть глухой и содержать нишу для ковчега с Торой. Во время богослужения мужчины сидят в главном нефе С., а женщины – на хорах или в отгорож. стенами, решетками или завесами помещении. Мужчины и женщины приходят в С. с покрытой головой. Для начала богослужения необходимо присутствие по крайней мере десяти взрослых мужчин. Молитв. собрание проходит под руководством начальника С. (Деян. 13:15), кантора и раввина.

IV. Синагогальное богослужение состоит из благодарств. и покаянных молитв, наставлений (чтение Писания, произнесение проповедей), а также пения хвалебных псалмов (напр., Халлел – Пс. 112, Пс. 113, Пс. 114, Пс. 115, Пс. 116, Пс. 117). Богослужение в С. всегда носило народный характер: каждый израильтянин имел право принять участие в молитве, в чтении и толковании Писания. Это были наставления и назидания в сочетании с восхвалением и молитвой.

Кульминац. моментом богослужения, в котором основное время отводится чтению Торы (Закона), является молитва Шема Израэль – «Слушай, Израиль», состоящая из Втор. 6:4–9; Втор. 11:13–21; Числ. 15:37–41; она представляет как бы резюме всего Закона, т.е. Пятикнижия, причем чтение книг Пророков и Писаний (⇒ Библия, I) задумано как дополнение и толкование к регулярно читаемому и изучаемому Закону. В богослужении не совершается никаких священнодействий. Оно является чисто вербальной службой, и вместе с тем – своего рода заменой собственно храмового богослужения, утрач. после разрушения Иерусалима. В новозаветное время С. служит местом как богослужения, так и обучения посредством проповеди (ср. Мф. 4:23; Лк. 4:15) и изучения Закона (Деян. 15:21), а также местом судебного разбират-ва (ср. Мф. 10:17; Мк. 13:9; Лк. 12:11).

V. Как и Иисус (Мк. 1:39; Лк. 4:15–30), древняя Церковь часто использовала синагогальные собрания как возможность для проповеди Евангелия (ср. Деян. 6:9). Павел регулярно ходил в С. (Деян. 9:20; Деян. 13:5.14; Деян. 14:1; Деян. 17:1.10, Деян. 17:1; Деян. 18:4.19; Деян. 19:8) или в молельные дома, если в городе не было С. Но сопротивление неуверовавших иудеев неизбежно заставляло его покидать С. (Деян. 13:45; Деян. 17:5; Деян. 18:6; Деян. 19:9), причем уверовавшие следовали за ним. ⇒ Учебные занятия ⇒ Училище.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle