Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Финикия, финикийцы

I. Финикия – страна на побережье Средиземного моря, расп. сев. Кармила, между горами Ливана и Средиземным морем. Эта небольшая страна имела ряд важных порт. городов: ⇒ Акко, ⇒ Ахзив, ⇒ Тир, Царaат (⇒ Сарепта), ⇒ Сидон, Берит (Бейрут), Библ (⇒ Гевал), Триполис, ⇒ Арвад и Угарит (⇒ Рас-Шамра). Название «Ф.» (Деян. 11:19; Деян. 15:3; Деян. 21:2) происходит, вероятно, от греч. фойнос – «багряный»: так греки называли эту землю и ее народ по главному предмету торговли (⇒ пурпуру). В Мк. 7говорится о «сирофиникиянах», чтобы т.о. отличить их от жителей финик. областей в Северной Африке (африк. финикийцев римляне называли «пунами»).

II. Для жителей Ф., финикийцев, в Библии нет собират. названия. Как потомки Ханаана, они именуются «хананеями» (Быт. 10:19; Иов. 40:25; Ос. 12:7) или названы по их главнейшим городам, прежде всего Сидону (Суд. 3:3; Суд. 10:6; 3Цар. 5:6; Иез. 27:8) и Тиру (Пс. 82:8; Пс. 86:4). Предками финикийцев в Библии названы Ханаан и Хам (Быт. 10:6.15). Если судить по названиям прибрежных городов, то можно предположить, что первонач. они были заселены народом несемит. происхождения. След., семит. окраску финик. культура и религия (⇒ Ваал ⇒ Астарта ⇒ Хананеи, хананеяне ⇒ Фаммуз) приобрели в результате последующего смешения с семит. племенами.

III. Прибрежное положение финик. городов способствовало развитию торговли. Установлено, что уже во II тысячел. до Р.Х. существовали торг. связи между финик. городами и Египтом. Период наивысшего подъема торговли финикийцев начался ок. 1200 г. до Р.Х., когда внутр. области Палестины были заняты израильтянами, а Сирии – арамеями.

Отдельные финик. города превратились в самостоят. города-государства, их взаимоотношения строились на основе союзничества или же определялись зависимостью меньших городов от более сильных соседей. В ранний период главную роль играл Сидон, позднее его место занял Тир. Располож. на прибрежных островах (Тир, Арвад), города являлись торгово-экономич. центрами, служили складами товаров и перевалочными пунктами. Финик. города готовы были скорее платить дань материковым государствам, при условии, что те не будут мешать их торговле, чем вести долгие войны за независимость. В поисках дешевого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании и даже – до британских островов, откуда везли олово. Их опорные пункты (⇒ Фарсис) находились в Испании (Тартесс), в Сицилии, на Сардинии и Корсике; но наиб. значение приобрели сев.-африк. колонии, и прежде всего Карфаген, опаснейший противник Рима.

Финик. флот, посланный фараоном Нехо (⇒ Нехао), совершил плавание вокруг Африки. Красочная картина, дающая представление о размахе и многообразии финик. торговли, дана в Иез. 27:1. От финикийцев греки получили знания о производстве стекла и переняли ⇒ алфавит. Предсказания пророков о грядущем суде над Тиром (Ис. 23:1; Иез. 26,Иез. 27,Иез. 28) сбылись, когда после периода перс. господства Александр Македонский завоевал и разрушил этот город. Однако вскоре Т. был восстановлен. Тяжелым ударом для финик. торговли впоследствии стало падение и окончат. разрушение Карфагена. В рим. эпоху Ф. входила в провинцию Сирию, финик. область в то время включала в себя и Дор.

IV. В результате того, что внешняя политика финикийцев была ориентирована преимущ. на запад, их отношения с Израилем носили эпизодич. характер, а тер. Ф. находилась вне сферы влияния израильтян. Во времена ⇒ Давида и ⇒ Соломона тирский царь ⇒ Хирам оказывал Израилю эконом. помощь и предоставлял финик. мастеров для строительства флота и мореходов для его эксплуатации. Женитьба ⇒ Ахава на ⇒ Иезавели, дочери сидонского царя ⇒ Ефваала, имела важное полит. значение и оказала пагубное влияние на израил. религию. В Дeян Ф. упоминается как земля, через которую проходили странники, путь которых лежал от Иерусалима до Антиохии (Деян. 11:19; Деян. 15:3). Для Илии (3Цар. 17:9), как и для Иисуса (Мф. 15:21), эта область, лежавшая за пределами Израиля, была местом, куда они время от времени уходили в поисках уединения для размышлений и молитвы.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle