Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Царица

I. 1) в Песн. 6:8–9 «царицами», в отличие от наложниц, названы жены царя, официально сочетавшиеся с ним браком;

2) в остальных местах Библии под Ц. следует понимать мать царя, которая занимала почетное место при дворе и носила титул гевира («повелительница») (3Цар. 15:13; 4Цар. 10:13; Иер. 13:18; Иер. 29:2). Это евр. слово употребляется и в более общем смысле, и тогда оно имеет значение «госпожа» (Быт. 16:4–9; 4Цар. 5:3; Пс. 122:2; Притч. 30:23; Ис. 24:2). Возможно, титул гевира обозначал мать царя как повелительницу гарема, а после смерти ее место и положение занимала старшая жена царя. В 3Цар. 2 отражено то почтение, с которым царь относился к своей матери. За искл. матерей Иорама и Ахаза, матери всех иуд. царей названы Ц. Положение матери царя было прочным, в то время как каждая из цар. жен в любой момент могла лишиться своего цар. достоинства из-за немилости или новой женитьбы царя. Иезавель, женщина, которая оказала пагубное влияние на народ Израиля, названа государыней лишь за глаза и только после смерти Ахава (4Цар. 10:13);

3) в тех случаях, когда упоминаются перс. (Неем. 2:6; Есф. 1:9; Есф. 2:17) и егип. Ц. (3Цар. 11:19), речь идет о старших женах властителей. ⇒ Книга Есфирь;

4) единств. женщиной, самовластно правившей в Иудейском царстве, была ⇒ Гофолия (4Цар. 11:3). Из тех женщин, которые, подобно Гофолии, правили своей страной, Библия упоминает Ц. Савскую, правившую во времена Соломона (3Цар. 10:1–13; Мф. 12:42), и Ц. Кандакию (⇒ Хуш, Хус), жившую в эпоху НЗ (Деян. 8:27);

5) в метафорич. значении «Ц.» назван город Вавилон (Ис. 47:7, в Синод. пер. – «госпожа»; Откр. 18:7); ср. ⇒ Девица, дева.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle