Фритц Ринекер, Герхард Майер
Библейская Энциклопедия Брокгауза

Борода

В ВЗ говорится о Б. и усах. Так, в Лев 13 и след. говорится о Б., а в Лев. 13 той же книги и в 2Цар. 19 речь идет об усах (в Синод. пер. выражение «до усов» передано как «до уст»). В древности у разных народов бытовали различные обычаи стрижки волос. Египтяне, как правило, гладко выбривали лицо (Быт. 41:14, евр. слово, переданное в Синод. пер. как «остригся» означает также «побрился»), то же относилось и к филистимлянам. Израильтяне же носили Б., и насильственное обривание считалось позором (2Цар 10 и след.). За Б. регулярно ухаживали (2Цар. 19:24). Сбривание Б. (Ис. 15:2; Иер. 41:5) или вырывание из нее волос (1Езд. 9:3) было знаком большого горя. В Лев. 13говорится, что прокаженные должны были закрывать лицо до усов (см. выше), включая и рот. То же делалось и при траурных обрядах (Иез. 24:17.22; Мих. 3 – в Синод. пер. – «уста» вместо «усы»). В Лев. 19:27; Лев. 21 запрещалось подстригать края Б. и брить голову, т.к. это считалось атрибутом языч. траурных обрядов (Втор. 14:1; Ам. 8:10; Мих. 1Плешивый, лысый). Возможно, при этом также имелся в виду распростран. языч. обряд принесения волос в жертву идолам.