прот. Александр Мень

Источник

Белларми́но

Белларми́но (Bellarmino) Роберто Франческо Ромоло, кардинал (1542–1621), итальянский католический богослов. Родился в Тоскании. Был племянником папы Марцелла II. Восемнадцати лет вступил в Общество Иисусово. Вел преподавательскую деятельность, занимался исследовательской работой по Библии и патрологии. В эти годы Беллармино написал грамматику еврейского языка, много раз переиздававшуюся. В 1592 вышло пересмотренное издание *Вульгаты с предисловием Беллармино За свою подвижническую жизнь и ученость Беллармино пользовался высоким авторитетом в католическом мире, хотя и не поддерживал идею светской власти пап. В 1599 Б. стал кардиналом, а через три года архиепископом Капуанским (однако кафедру Беллармино вскоре оставил). Умер в Риме. Канонизирован Католической Церковью в 1930, в 1931 провозглашен Учителем Церкви.

Среди экзегетич. трудов Беллармино следует назвать толкование на Псалмы (1611). Полемизируя с протестантами, Беллармино всегда подчеркивал, что Библия создана Церковью. В связи с делом Галилея много размышлял и писал о соотношении науки и Библии. Он был искренне убежден, что в Священном Писании заключены научные сведения, которых христианин должен свято придерживаться. Гелиоцентризм был для Беллармино лишь остроумной гипотезой, которую опасно противопоставлять Птолемеевой системе, соответствующей, по мнению Беллармино, букве Писания. В письме к ученому монаху Паоло Фоскарини, защитнику коперниканства, Беллармино писал: «Мне кажется, что Ваше священство и господин Галилей мудро поступают, довольствуясь тем, что говорят предположительно, а не абсолютно; я всегда полагал, что так говорил и Коперник». Беллармино даже дал Галилею своего рода охранное письмо, в котором подтверждал, что тот никогда не привлекался к ответственности за свои теории. Однако когда ученый стал высказываться более определенно, Беллармино уступил тем, кто требовал официального осуждения гелиоцентризма. Его мотивы видны из того же письма к Фоскарини: «Если Ваше священство захочет прочесть не только св. отцов, но и новые комментарии на Исход, Псалтирь, Екклесиаста и Иисуса Сирахова, то Вы найдете, что все сходятся на том, что нужно понимать буквально, что Солнце находится на небе и вращается вокруг Земли... Рассудите же сами, со всем своим благоразумием, может ли допустить Церковь, чтобы Писанию придавали смысл, противоположный тому, что писали св. отцы, все греческие и латинские толкователи». Т.о., Беллармино оказался в плену концепции, которая рассматривала Библию как источник научных знаний, что и привело к самым прискорбным последствиям. Правота же оказалась за Галилеем, которому приписывают слова: «Библия учит не тому, как вращаются небеса, а как взойти на небо». См. статьи: *Космография библейская; *Наука и Библия; *Святоотеческая экзегеза.

Opera omnia, vol.1–12, P., 1870–1874; в рус. пер.: Наука благополучно умирать, основанная на правилах хорошей христианской богоугодной жизни, ч.1–2, М., 1783; Руководство к Богопознанию по лествице сотворенных вещей, М., 1783; Лествица умственного восхождения к Богу по степеням созданных вещей, СПб., 1786; О седми изречениях от Христа, на кресте провещанных, кн.1–2, СПб., 1795; О воздыхании голубицы, или О пользе слез, кн.1–3, СПб., 1795.

ПБЭ, т.2, с.364–369; Brodrick J., The Life and Work of Blessed Robert Francis, Cardinal Bellarmine, vol.1–2, L., 1928; ODCC, p. 152–153.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle