прот. Александр Мень

Источник

Агге́я проро́ка кни́га

Агге́я проро́ка кни́га (евр. חגי, хага́й, возможно, от תג, хаг – праздник). Входит в сборник *Малых пророков, состоит из 2 глав.

Автор, датировка и композиция книги. Согласно (1Ездр.5:1); (1Ездр.6:14), пророк Аггей проповедовал в одно время с пророком Захарией в Иерусалиме, в конце 6 в. до н.э. Согласно позднейшему преданию, он родился во время Вавилонского плена и прибыл в Иудею вместе с князем Зоровавелем. Вернувшиеся начали восстанавливать Храм, разрушенный Навуходоносором, но разные препятствия приостановили работу. Когда престол Ирана, владевшего Палестиной, был захвачен Дарием I Гистаспом (522–486 до н.э.), оживились надежды на возрождение дома Божьего. Призыв приступить к работе прозвучал из уст Аггея, который сам датирует свои четыре речи, составляющие его книгу (520 до н.э.): 1) авг.-сент.: пророк упрекает народ и его вождей за нерадение к святому делу (Агг.1:115); 2) сент.-окт.: Аггей возвещает о мессианском Царстве, которое предварит восстановление Храма (Агг.2:1–9); 3) ноябрь-дек.: тяжелое положение народа есть знак гнева Божьего: жертвы, приносимые без раскаяния, «нечисты» (Агг.2:10–19); 4) в то же время Мессия в образе князя Зоровавеля именуется «служителем» (рабом) Господа. При воцарении Мессии земная сила будет ниспровергнута (Агг.2:20–23).

Память пророка Аггея Православная Церковь празднует 16 декабря.

Духовное значение книги. Если допленные пророки чаще всего говорили о нравственном служении Богу, то Аггей дополняет их, показывая, что обряды тоже имеют ценность, поскольку они есть внешнее выражение благочестия. Равнодушие разочарованного и уставшего от невзгод народа пророк расценивает как признак маловерия. Жалкие камни, оставшиеся на месте святыни, не должны приводить в отчаяние тех, кто видел лучшие времена. Срок испытания лишь временный. Восстановление Храма будет означать доверие к Божьему обетованию. Иными словами, Аггей призывает ветхозаветную Церковь верить в непреложность Завета, что было нелегко в условиях разрухи и упадка маленькой области Егуд, которая осталась от иудейского царства.

Это обетование относится и к Церкви новозаветной, проходящей через времена искушений. Но если Храм и обряды имеют ценность, то не сами по себе. Аггей в полном согласии с предшествовавшими ему пророками учит, что культ лишь тогда угоден Богу, когда совершается чистыми руками. Мессианское Царство Аггей связывает с политическими ожиданиями. «Но пророчествам этим – о Храме и мессианском Царстве – суждено было сбыться иначе, чем могли ожидать современники Аггея и Захарии. Слава не наполнила нового Храма при Зерубабеле (Зоровавеле), и не этот последний «отпрыск», князь из дома Давидова, оказался «Отраслью» – чаемым “Мессией”» (*Трубецкой). Тем не менее само пророчество о вечном Царстве, которое «потрясет небо и землю», исполнилось – в лице Иисуса Христа. См. ст.: Второго Храма период; Захарии прор. Книга; Ренан; Поснов; Пророки; Трубецкой.

Святоотеческие комментарии: блж.*Иероним, Творения, ч.14, К., 1898; свт.*Кирилл Александрийский, Толкование на Книгу прор. Аггея, Серг. Пос., 1897; блж.*Феодорит Киррский, Творения, ч.5, М., 1857.

Свящ.Виноградов Н.И., Книга пророка Аггея, Серг. Пос., 1914; его же, О каком «народе» и «племени» говорит пророк Аггей во 2-й гл. 12–14 ст. своей книги?, БВ, 1915, №1; свящ.*Глаголев А.А., Книга пророка Аггея, ТБ, т.7; свящ. *Образцов П.Е., Св. пророк Аггей в его церковно-историческом и библейском значении, Смоленск, 1867; Попович Г.Г., Книга пророка Аггея, К., 1913; Хаггай, ЕЭ, т.15; JBC, v.1, p.387–389 (здесь же см. библиографию).


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle