прот. Александр Мень

Источник

Вавило́нское столпотворе́ние

Вавило́нское столпотворе́ние, сказание (Быт.11:1–9) о сооружении огромной башни (слав. столпа), которое было прервано Богом. Рассказ помещен вслед за родословием народов, рассеявшихся по земле после *Потопа. Люди, имевшие «один язык и одно наречие», пришли с востока в землю Сеннаар (евр. שנער, шинъа́р, имеется в виду Шумер в Месопотамии) и решили построить там город и башню «высотою до небес». Они хотели «сделать себе имя» и поставить ориентир, далеко видный на равнине («чтобы нам не рассеяться по лицу всей земли» – синодальный перевод здесь неточен), но Бог «сошел <...> посмотреть город и башню» (антропоморфное выражение, показывающее ничтожность строений в очах Господних) и осудил замысел строителей. Он смешал их языки, и они рассеялись по земле. С тех пор это место стало называться Вавилон (евр. בבל, баве́л, от корня בלל, б-л-л – смешивать).

Многие толкователи видели в рассказе этиологию возникновения языков. Однако еще *Филон Александрийский предпочитал понимать Вавилонское столпотворение аллегорически. Свт.*Григорий Нисский отметил, что Вавилонское столпотворение произошло уже после рассеяния народов, у которых постепенно и естественно сложились свои языки. Многообразие языков святитель понимал не как кару, а как нечто соответствующее воле Божьей.

Смысл сказания выясняется в контексте той части Пролога Книги Бытия, которая символически изображает восстание человека против Творца (грех Адама, Каина, исполинов). Определенный свет на Вавилонское столпотворение проливает и фразеология Древнего Востока, где «быть людьми одного языка» означало подчиняться царю одной империи. В сказании о Вавилонском столпотворении люди захотели сохранить единство с помощью единой империи, символами которой были город и башня, и этот план оказался неугодным в очах Божьих. Прототипом такой империи издавна был Вавилон, поскольку именно в Месопотамии возникли первые деспотические державы.

Литературной основой сказания о Вавилонском столпотворении были, по-видимому, вавилонские легенды о башнях, «подобных небу», которые строили боги в честь главы пантеона Мардука. В этих легендах прославлялся Вавилон и его боги. Библия же, напротив, делает Вавилон символом тирании и богоборчества (Иер.50:29 сл.; Откр.18:1 сл.), и традиция эта начинается с рассказа о Вавилонском столпотворении. Его центральная идея, по словам *Гальбиати, следующая: «Бог не пожелал успеха попытке объединения, сделанной этой группой человечества... Даже самые мощные культуры разрушаются, если их действия не совпадают с божественными замыслами, как пространно засвидетельствуют пророки в своих обличениях языческих народов».

Сам образ Вавилонской башни связан с зиккуратами, которые возводились в древней Месопотамии (один из них, Этеменанки, достигал 90 м в высоту).

Вавилонская башня, МНМ, т. 1; *Вигуру Ф., Руководство..., М., 1897, т.1; ЕЭ, т.5; ПБЭ, т.3, с.62–65; *Фрэзер Дж., Фольклор в Ветхом Завете, пер. с англ., М., 1985; Чернявский А. Ф., О Вавилонском столпотворении и смешении языка строителей, Кишинев, 1906; Я открою тебе сокровенное слово: Литература Вавилонии и Ассирии, пер. с аккадского, М., 1981; *Galbiati E., Piazza А., Pagine difficili della Bibbia, Genova, 1951. См. также библиографию к статье*Пятикнижие.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle