прот. Александр Мень

Источник

Васи́лий

Васи́лий Вели́кий (Βασίλειος о Μέγας), святитель, архиепископ (ок.329–379), отец Церкви, борец против арианства, выдающийся богослов «золотого века» святоотеческой мысли, церковно-общественный деятель и экзегет.

Родился в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) в благочестивой семье. Братом его был свт. *Григорий Нисский. Образование Василий Великий получил в языческой школе в Афинах, где учился вместе с будущим императором Юлианом и свт.*Григорием Назианзином. После окончания учебы Василий Великий принял крещение, посетил ряд монастырей Востока и поселился в Понтийской пустыне. В 362 он возвратился на родину и вскоре был рукоположен во пресвитера. На церковное служение Василий Великий вступил в трудный период, когда арианство находило поддержку при императорском дворе. Префект города неоднократно угрожал Василию Великому, несколько раз его спасало заступничество народа. Даже столкновение с самим императором Валентом, посетившим Малую Азию, не поколебало Василия Великого. Большую популярность Василий Великий завоевал деятельной заботой о неимущих – создавал больницы и приюты. Немало содействовал он устроению монашеской жизни, написав для иноков специальные наставления. Большая часть литургического наследия Василия Великого посвящена догматической проблематике и вопросам христианской этики.

Память святителя Православная Церковь празднует 1 января.

Василий Великий как экзегет. К области экзегезы Священного Писания относятся две его работы: «Беседы на Шестоднев» (Серг. Пос., 1902) и «Беседы на Псалмы» (СПб., 18252). «Беседы на Шестоднев» возникли, по-видимому, как запись гомилий, которые святитель произносил на протяжении Великого поста. Они соединяют в себе назидательный элемент и экзегезу, причем экзегеза его сочетает два подхода – буквальный, реалистический с аллегорическим. В Беседе I Василий Великий противопоставляет библейское учение о творении взглядам тех, кто думает, будто Вселенная «приводится в движение как бы случаем». «Начало мира» есть, по Василию Великому, и начало времени (эта мысль была позднее развита блж.*Августином). Святитель не считает, что слово «день» следует понимать буквально. В доказательство он приводит учение о нескончаемом «дне восьмом». Для Бога день и век равны (Беседа II). *Антропоморфизмы бытописателя Василий Великий объясняет как символические: «Творец не очами рассматривает красоту тварей, но с неизреченною премудростию созерцает происходящее» (Беседа IV).

Рассматривая конкретные этапы *Шестоднева, Василий Великий иллюстрирует свои мысли примерами из античного естествознания. Он предпринимает серьезную попытку показать, что научная мысль вполне совместима с библейским Откровением. «Библия не есть источник научной информации: она рассказывает о том, кто сотворил мир (наука на этот вопрос ответить не может), и о том, что мир действительно был сотворен. А как это сотворение фактически произошло, Библия не сообщает. Василий отвечает на этот вопрос согласно “Физике” Аристотеля, а мы в наше время неизбежно прибегаем к теории относительности Эйнштейна, к достижениям ядерной физики, генетики и другим новейшим научным открытиям. Библия не говорит на языке науки, а символически сообщает о Том, Кто “в начале” Своей премудрой волей сказал “да будет”» (прот. Мейендорф И., Введение в святоотеческое богословие, Нью-Йорк, 19852).

Говоря о живых существах, Василий Великий многое черпает из трудов Плиния и других античных натуралистов. Он с восхищением описывает сложность строения и поведения животных, закономерности в биологии растений. Известный историк науки В.Лункевич отмечал, что Василий Великий «стремится всюду, где представляется возможность, установить причинную связь между явлениями. Например, нежные плоды, – говорит он, – часто имеют жесткую листву для защиты от повреждений. Или: у виноградной лозы листья глубоко рассеченные, чтобы грозди могли надлежащим образом освещаться лучами солнца. Но это очень своеобразный, так сказать, богословский детерминизм: все имеет свою причину, так как во всем сказывается высшая премудрость Творца Вселенной» (Лункевич В., От Гераклита до Дарвина: Очерки по истории биологии, М.-Л., 1936, т.1).

Творческое Слово Божие сделалось «как бы естественным некоторым законом» и оставалось «в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Беседа V). Аналогию этому универсальному закону Василий Великий видит в простых явлениях: «Как шар, приведенный кем-нибудь в движение и встретивший покатость, и по своему устройству и по удобству места стремится к низу и не прежде останавливается, разве когда примет его на себя и плоскость, так и природа существ, подвигнутая одним повелением, равномерно проходит и рождающуюся и разрушающуюся тварь, сохраняя последовательность родов посредством уподобления, пока не достигнет самого конца» (Беседа IX).

Кроме 9 бесед на Шестоднев, вошедших во все собрания книг Василия Великого, сохранились две заключительные (X и XI), которые долгое время приписывались свт.Григорию Нисскому (см. их перевод: «О сотворении человека...», ЖМП, 1972, № 1,3). В них Василий Великий, снова обращаясь к проблеме антропоморфизмов в Писании, призывает: «Отбрось от себя мысли, не соответствующие величию Бога» (Беседа Х, 5). Беседы посвящены созданию человека. О нем не сказано: «Да будет человек!» Его созданию предшествует божественный Совет, и само его создание выделяется как особый акт. Человек творится по образу и подобию Божьему. Но речь здесь, поясняет Василий Великий, не идет о внешнем облике, которого нет у Творца. Образ Божий – это прежде всего власть человека над природой. Она выражается «в превосходстве разума» (Х,6). «Разум – это человек» (Х,7). Он «все постигает и все одолевает» (Х, 9). Но в равной степени тот дар «владычества» относится и к внутреннему миру людей. «Ты человек, существо, которое властвует. Почему же ты порабощаешься страстями?» (Х, 8).

Василий Великий проводит различие между образом и подобием. «При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему. Тем, что зависит от нашей воли, мы распоряжаемся в полную силу; добываем же мы это себе благодаря своей энергии» (Х,16). Заповедь плодиться и размножаться в отношении человека В. В. понимает расширительно, как заповедь духовного возрастания и распространения истины (XI,5).

В беседах на Псалмы Василий Великий прибегает к *аллегорическому методу толкования. Так, поясняя Пс.28, В. В. Василий Великий говорит: «Исход из скинии есть отшествие из сея жизни, к которому Писание советует нам приготовляться».

Комментарии к Ис.1–16, по мнению большинства исследователей, не принадлежат Василию Великому, хотя и написаны в его эпоху. Они содержат, в частности, глубокие мысли о природе пророчества. Пророки, говорится в толковании, «видят не одно будущее, но и в настоящем сокровенное». Они отличаются от языческих прорицателей. «Некоторые говорят, что они пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмеваем был Духом. Но противное обетованию Божия наития – боговдохновенного [человека] делает изумленным (т. е. находящимся в трансе. – А.М.), так чтобы он, когда исполняется божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума и, когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных своих слов» (Толкование на Ис., Предисловие). Это высказывание поясняет *богочеловеческую природу Писания, в котором Слово Божье дано через дух сознающего себя человека.

Экзегетические труды Василия Великого, особенно «Беседы на Шестоднев», оказали большое влияние как на последующее святоотеческое богословие, так и на более поздние толкования.

Migne. PG, t.29–32; в рус.пер.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, т.1–3, СПб., 1911.

Архим. Агапит, Жизнь св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской и его пастырская деятельность, СПб.,1873; *Горский А. В. Жизнь св. Василия Великого, ПТО, ч.3, 1845; Иванов Н., Великий столп Православия свт.Василий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, ЖМП, 1959, №1; НЭС, т.9; ПБЭ, т.3, с.179–197; Quasten. Patr., v.3, p.204–236 (там же дана библиография на иностранных языках). См. также статью *Святоотеческая экзегеза.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle