прот. Александр Мень

Источник

Введе́нский

Введе́нский Дмитрий Иванович (1873–1954), русский православный библеист. Родился под Москвой в семье священника. В 1898 окончил Московскую Духовную академию и преподавал в Вифанской Духовной семинарии (близ Сергиева Посада) курс церковной и библейской истории. В 1901 защитил магистерскую диссертации «Учение Ветхого Завета о грехе» (Серг. Пос., 1900) и в 1909 был назначен в МДА на кафедру библейской истории. С 1914 доктор богословия и ординарный профессор МДА. После закрытия МДА (1919) Введенский преподавал в школах и училищах, занимался проблемами народных промыслов. Жил в Нижнем Новгороде.

Как подчеркивал *Мышцын, Введенский в своей диссертации «воздерживался от догматических и философских умозрений на почве библейской и не навязывал ветхозаветным представлениям понятий новозаветных и церковных».

Наиболее ценным трудом Введенского является его исследование «Патриарх Иосиф и Египет: Опыт соглашения данных Библии и египтологии» (Серг. Пос., 1914). В вводных главах этой работы Введенский дал всесторонний обзор святоотеческих и современных комментариев к истории Иосифа, поставил ряд важных проблем (*хронологии, библейской*археологии и др.). Основное содержание книги – тщательный экзегетический анализ библ. сказания об Иосифе в связи с историей и культурой Египта.

Введенский убедительно показал, что все, что Библия говорит о стране фараонов, соответствует картине египетской жизни, как она реконструируется по памятникам и письменным источникам. По мнению Введенского, время Иосифа падает на эпоху правления *гиксосов, которые происходили из Сирии. Этой даты (ок.1700 до н.э.) придерживается и сейчас большинство историков. Что же касается даты Исхода, то Введенский отдает предпочтение старой гипотезе (15 в. до н.э.), хотя уже в год выхода в свет его книги почти все библеисты были склонны относить его к 13 в. до н.э. В труде Введенского приведена обширная библиография и помещено множество великолепных снимков древнеегипетских памятников. В академических кругах Введенский считался поверхностным компилятором.

Библейское повествование о Потопе в его отношении к данным геологии и преданиям народов, Серг. Пос., 1910; Блуждающая гипотеза (К вопросу о «панвавилонизме»), Серг. Пос., 1911; Сокровища ветхозаветного Храма, БВ, 1911, №11; Авраам и Сарра в стране фараонов, в книге: В память столетия (1814–1914) МДА, Серг. Пос., 1914, ч.1.

Волков С., Воспоминания бывшего студента МДА, Загорск, 1965, (ркп. МДА, издана в 1995: Последние у Троицы, М.– СПб.); Голубцов. МДА, т.2, ч.4; *Глаголев А., Рец. на кн.: Введенский Д.И., Учение Ветхого Завета о грехе, ТКДА, 1902, №4; Отзыв проф. *Мышцына на кн.: Введенский Д.И., Учение Ветхого Завета грехе, Серг. Пос. (ркп. МДА); НЭС, т.9; ПБЭ, т.3, с. 242.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle