прот. Александр Мень

Источник

Авваку́м

Авваку́м Петров, протопоп (1620/21–1682), русский православный писатель, один из вождей старообрядчества.

Родился в нижегородском краю в семье сельского священника. В 1644 был рукоположен в иерея. С начала служения вступил в конфликт с окружением. В 1647 вынужден был бежать в Москву, где примкнул к «кружку ревнителей благочестия» и повел борьбу против упадка нравов. Подобно *Савонароле, Аввакум сознавал себя пророком, призванным обличать и наставлять. Церковную реформу, проводимую царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, Аввакум не принял, вследствие чего стал объектом жестоких гонений. Попытки царя и иерархии привлечь его на сторону реформы оказались безуспешными. Аввакума осудили на Соборе, бросали в тюрьмы, ссылали в монастыри, но он остался непреклонен. В 1667 выслан на север, в Пустозерск. В изгнании продолжал борьбу, сочинял послания, проповеди, библейские толкования, составил автобиографию. На седьмом году царствования Феодора Алексеевича Аввакум был казнен (заживо сожжен в срубе) вместе с тремя единомышленниками. Аввакум – один из наиболее талантливых и ярких русских писателей 17 в. Канонизирован старообрядцами в 1916.

Библейские толкования. Находясь в пустозерской ссылке, Аввакум составил ряд бесед и комментарий к Библии. Среди них толкования на Псалмы, Книгу Премудрости Соломона, на пророка Исайю и др. Написаны они живым, образным языком. Аввакум выступает как страстный полемист, широко пользующийся народной лексикой. Его комментарии носят практический, назидательный характер и тесно связаны с борьбой, которую он вел, отстаивая принципы «древлего благочестия». Аввакум постоянно обращался к реалиям современной ему жизни. Так, толкуя притчу о богаче и Лазаре, он замечает: «Любил вино и мед пить, жареные лебеди, и гуси, и рафленые куры: вот тебе в то место жару в горло, губитель душе своей окаянной!» (из «Книги бесед», в книге «Памятники литературы Древней Руси. 17 в.», кн.2, М., 1989, с.424). Падение Адама изображает как прообраз повседневных искушений человека. Он сравнивает первых людей с пьяницами: «Оттоле и доднесь творится та же лесть в слабоумных человеках. Потчивают друг друга зелием нерастворенным, сиречь зеленым вином процеженным и прочиими питии, и сладкими брашны. А опосле и посмехают друг друга, упившегося допьяна, – слово в слово, что в раю бывает при дьяволе и при Адаме» (Сочинение о сотворении мира, там же, с.444). Попытку Адама переложить вину на Еву трактует так: «Просто молыть: “на што, де, мне дуру такую зделал?”» (там же). Такого рода «снижение» образов Писания было не профанацией, а вытекало из желания проповедника актуализировать Библию. Многие места толкований полемически направлены против «никониан» и содержат пророчества о возмездии, которое ожидает их за отступление от старых обрядов.

Житие протопопа А., им самим написанное, и др. его сочинения, Иркутск, 1979 (здесь же см. библиографию); Послания, челобитные, письма, в кн.: Памятники литературы Древней Руси: 17 в., кн.2, М., 1989, с.523–579.

Бороздин А.К., Протопоп Аввакум, СПб.,19002; ИВЛ, т.4, с.351; Малышев В.И., Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нем: 1917–1953 гг., ТОДРЛ, т.10, 1954, с.435–446; Мякотин В.А., Протопоп Аввакум. Его жизнь и деятельность, СПб., 1894; Протопоп Аввакум, История русской литературы, т.2, ч.2, М.-Л., 1948.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle