прот. Александр Мень

Источник

Де́лич

Де́лич (Delitzsch) Фридрих (1850–1922), немецкий ассириолог. Сын Франца *Делича. Профессор востоковедения в Лейпциге (1878), Бреслау (1893) и Берлине (1899).

Широкий общественный и научный резонанс вызвали лекции Делича на тему «Вавилон и Библия», прочитанные им в «Немецком восточном обществе» в присутствии Вильгельма II. Вышедшие отдельной книгой, они привели к острой полемике, в которой принял участие даже император. В этих лекциях Делич указал на роль *Древнего Востока, особенно Вавилона, для понимания Библии. Не ограничившись этим, Делич вслед за *Винклером пытался объяснить все элементы ветхозаветной религии влиянием Месопотамии (см. статью *Панвавилонизм в библеистике). Тем самым Делич полностью зачеркивал веру в *боговдохновенность Писания.

В богословском плане Делич был приверженцем *либерально-протестантской школы и получил поддержку *Гарнака. Позднее выступления Делича стали более критическими (лекции против веры в непорочное зачатие и пр.). В своей последней книге «Великий обман» («Die grosse Täuschung», Bd.1–2, Stuttg.-B., 1920–1921) он утверждал, что вся ранняя история Ветхого Завета фальсифицирована книжниками и что «исследование древнееврейской письменности не должно больше составлять раздела христианского богословия, а должно лучше быть предоставлено восточной филологии и всеобщей истории религии». Дискуссия, вызванная проблемой «Вавилон и Библия», привела богословов к следующим трем выводам: 1) изучение истории и культуры Древнего Востока действительно бесценно для понимания Ветхого Завета; 2) влияние Вавилона не было столь абсолютным и не создало основ библейской религии; 3) исключение Ветхого Завета из традиции Церкви, как предлагал Делич, привело бы к отказу от тех основ, на которых строился Новый Завет, т. к. оба Завета, несмотря на их различие, составляют одно целое в Домостроительстве спасения (см. статью *Единство Библии).

Das Buch Hiob, Lpz., 1902; в рус. пер.: Местоположение библейского рая по новейшим исследованиям клинообразных письмен (по Фридриху Деличу), «Век», 1882, № 7; Библия и Вавилон, СПб., 1906 (более полное изд. вышло под заголовком «Колыбель христианства», СПб., 1909).

Прот.*Елеонский Н., Современная критика священных ветхозаветных писаний и ее слабые стороны, ВЦ, 1904, № 4; *Марковски И., «Великата измама» от Фридрих Делич, ГДА, т.2, 1952; ПБЭ, т. 4, с.986–987; диак. Сахаров Н., Новости немецкой богословской литературы, БВ, 1905, № 2, 10; ODCC, р.390. См. также библиографию к статьям: *Древний Восток и Библия; *Панвавилонизм в библеистике.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle