прот. Александр Мень

Источник

Евсе́вий

Евсе́вий (Εὐσέβιος) Кесарийский, Памфил, епископ (ок.265– ок.340), греч. писатель, первый историк Церкви, сочинения которого сохранились до нашего времени. Евсевия справедливо называют «отцом церковной историографии», поскольку в отличие от своих предшественников (*Гегезиппа, *Юлия Африкана и др.) он пытался придать своему труду характер полноты и систематичности.

Евсевий род. в Палестине, по-видимому, в семье греков-христиан, которая дала ему первоначальное образование. Стремясь продолжить его, он пришел в Кесарию, где сблизился с пресвитером *Памфилом, человеком глубокой веры и большой учености (в честь него Евсевий называл себя Памфилом). Богатая кесарийская библиотека, собранная Памфилом, приобщила Евсевия к богословской и церковно-исторической литературе, в частности к трудам *Оригена. Под влиянием Памфила он стал его горячим поклонником. В 305, когда начались массовые преследования христиан, Памфил был схвачен и брошен в тюрьму. Евсевий посещал его в заключении, где они вместе писали апологию Оригена. После казни друга и учителя в 310 Евсевий скрылся из Кесарии и скитался по Палестине, охваченной гонениями. Впоследствии он описал то, что видел и слышал, в книге «О палестинских мучениках». Вернулся Евсевий в Кесарию только после прекращения репрессий. Он с восторгом встретил новую эпоху, эпоху Константина, и стал ревностным почитателем первого императора-христианина.

Научные и литературные труды Евсевия принесли ему славу, а в 313 его избрали епископом города. В 20-х гг. он был замечен императором и вошел в круг близких ему людей. Евсевию пришлось играть немаловажную роль в истории арианской смуты. С одной стороны, он считал непомерными притязания людей проникнуть во внутрибожественную тайну. «Мы не понимаем, – писал он, – тысячи таких вещей, которые находятся у нас перед глазами <...> Как после этого мы дерзаем допытываться познания сущности вечного Божества?» Но, с другой стороны, как приверженец Оригена, он был склонен к пониманию Троицы в иерархическом смысле (субординационизм) и поэтому признавал известную правоту Ария. Евсевию принадлежал проект Никейского символа веры, но внесение в него слов «Единосущный Отцу» он встретил с недовольством, подчинившись лишь воле Константина. В последние годы жизни Евсевий вел борьбу с правоверными никейцами и придерживался умеренного арианства.

Для библ. науки огромную ценность представляет «Церковная история» Евсевия ввиду того, что в ней он привел выдержки из многих утраченных текстов. Только из сочинения Евсевия мы знаем о книгах *Папия Иерапольского, Гегезиппа и других раннехристианских писателей, проливающих свет на происхождение Евангелий. Сообщает он и о многих преданиях, касающихся апостольского времени и общин 1–2 вв. (об апостоле Иоанне, Фаддее, Иакове и других). Таким образом, работы Евсевия – незаменимый источник для новозаветной истории.

Представляют интерес и суждения Евсевия о *каноне, которые отражают одну из церковных традиций. Ученый разделил писания Нового Завета на три категории: 1) «Омологумена», общепринятые (Четвероевангелие, Деяния, послания апостола Павла, 1 Петр., 1 Ин.), 2) «Антилегомена», спорные (Иак, Иуд, 2 Петр, 2–3 Ин), и 3) «Нота», апокрифические (Послание *Варнавы, «Пастырь» Гермы; Евсевий указывает, что некоторые относили к этой категории и Откр). Среди *апокрифов наиболее нелепыми и несогласными с учением Церкви Евсевий считает Евангелие от Петра и Евангелие Фомы (Евангелие детства), Деяния апостола Иоанна, Андрея и прочих апостолов (Церковнпя история, III, 25, 6). В «Вопросах и ответах» (фрагменты см.: Migne. PG, t.22, р.879–1006) Евсевий пытался решить проблему *родословия Иисуса Христа, которую он ставил и в своей «Церковной истории» (I, 7). Евсевий, между прочим, одним из первых заметил, что некоторые цитаты из Ветхого Завета в Мф. и Ин. соответствуют не *Септуагинте, а еврейскому тексту.

Исследования Евсевия были тесно связаны с поручением императора Константина, который писал ему: «Мы заблагорассудили объявить твоему благоразумию, чтобы ты приказал опытным, отлично знающим свое искусство писцам написать на выделанном пергаменте пятьдесят томов, удобных для чтения и легко переносимых для употребления. В этих томах должно содержаться Божественное Писание, какое, по твоему разумению (выделение наше – А.М.), особенно нужно иметь и употреблять в Церкви» (Жизнь блаженного царя Константина, IV, 36). Из этого явствует, что равноапостольный царь доверял Евсевию определить состав канонических Писаний.

Евсевий первым обратил внимание на *синоптическую проблему, разделив Евангелия на 10 рубрик, или «канонов», в которых отметил места, общие для всех четырех Евангелий, для первых трех, для Мф., Лк. и Ин., для Мф., Мк. и Ин., для Мф. и Лк. и т. д. Таким образом, Евсевий положил начало исторической и литературной новозаветной критике (Migne. PG, t. 22, р.1275–1292).

Немалое исагогическое значение имеет «Ономастикон» Евсевия, алфавитный обзор городов, местностей, стран и водоемов, о которых говорится в Библии. Историк сам был уроженцем Палестины и во время своих скитаний обошел страну вдоль и поперек (труд этот был в переработанном виде издан на латинском языке блж. *Иеронимом).

Из многочисл. экзегетических работ Евсевия уцелели лишь комментарии к Пс. и Ис., а также фрагменты из других толкований.

Для Евсевия Библия – это боговдохновенное Писание, Слово Божие. Познание его не может быть простым делом. Как оглашенным преподают сначала лишь основы веры, а потом вводят в более глубокое научение, так и священные писатели дают проникнуть в глубинный смысл их учения только тем, кто «окреп умом». Следуя Оригену, Евсевий прибегал к *аллегорическому методу толкования, а также к выявлению *анагогического смысла Писания. Правда, он обращал внимание и на *«жизненный контекст» того или иного пророчества Исайи, поясняя его восточнвми обычаями, с которыми познакомился на родине; но, как сетовал блж. Иероним, Евсевий, «обещая в заглавии объяснение историческое, иногда забывает обещание и уклоняется в умствования Оригена» (Толкование на Ис., V). Особенно злоупотреблял Евсевий аллегориями, комментируя надписания псалмов, которые в действительности никакого иносказания не содержат (см. статью *Псалтирь). Большую ценность представляет его интерпретация библейских тем борьбы с врагами. Евсевий дает понять, что в новозаветное время эти темы следует переносить на борьбу с нравственным злом (Migne. PG, t.23, р.1283).

Евсевий рассматривал также вопросы о *полигамии библейских патриархов, о значении праздника Пасхи, но труды эти не сохранились.

Migne. PG, t.19–24; SC, t. 206, 215, 228, 262, 266, 292, 307; в рус. пер.: Соч., т.1–2, СПб., 1848–1849 (неполное собрание); О названии местностей, встречающихся в Священном Писании ок.320 г., ПСб., т.13, вып.1, 1894; Церк. история, СПб., 1858; то же, БТ, сб. 23, 1982, сб. 24, 1983, сб. 25, 1984, сб. 26, 1985.

Митр. Иоанн (Вендланд), Евсевий Кесарийский и его «Церковная история», ЖМП, 1965, № 11; *Лебедев А.П., Церковная историография в главных ее представителях с IV в. по XX в., Собрание церковных исторических сочинений, М., 19032, т.1; НЭС, т.17; ПБЭ, т. 5, с. 227–231; *Розанов Н.П., Евсевий Памфил, еп. Кесарии Палестинской, М., 1880; архиеп. *Филарет (Гумилевский), Историческое учение об отцах Церкви, СПб., 18822, т.2; Quasten. Patr., v.3, p.309–345 (там же приведена библиография на иностранных языках).


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle