прот. Александр Мень

Источник

Ама́рнский период

Ама́рнский период, условное обозначение периода египетской истории, который приходился на 2-ю половину 14 в. до н.э., т.е. на правление фараона Эхнатона и его двух преемников. Название «Амарнский период» происходит от местности Амарна (или Телль эль-Амарна), где в 19 в. археологами была обнаружена столица Эхнатона – Ахетатон. В истории религии Эхнатон известен проведенной им реформой, в результате которой традиционный *политеизм был вытеснен культом единого божества, олицетворенного в солнечном диске. За сравнительно короткий срок фараон сумел направить по новому руслу египетское искусство, а его идеи продолжали оказывать подспудное влияние на религию и культуру даже после отмены реформ при Тутанхамоне.

По мнению большинства историков, в Амарнском периоде израильтяне жили в Дельте. Палестина находилась под формальным господством Египта, хотя царь, занятый реформами, быстро терял контроль над Ханааном. Из писем, которые посылали ему правители Иерусалима и других палестинских городов, явствует, что большую роль в ослаблении египетских позиций сыграло движение *хапиру (или хабири), разноплеменной, полуоседлой вольницы, обитавшей по всему Востоку. Предположение ученых о тождестве хапиру с евреями в настоящее время отвергается.

*Авдиев В.И., Древнеегипетская реформация, М., 1924; История древнего мира, т.1, М.,19832; Матье М.Э., Во времена Нефертити, М.-Л.,1965; Перепелкин Ю.Я., Переворот Амен-Хотпа IV, ч. 1–2, М.,1967–1984; его же, Тайна золотого гроба, М.,1968; его же, Солнцепоклоннический переворот, в кн.: История Древнего Востока, ч.2, М.,1988.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle