прот. Александр Мень

Источник

Ессе́и

Ессе́и, или эссены (возможно, от арамейского חםיא, хасайа́ – благочестивые), иудейская секта *междузаветного и новозаветного времени. В отличие от других *течений (фарисеев, саддукеев, зелотов) Ессеи в Новом Завете не упоминаются. До середины 20 в. о них можно было судить лишь по данным античных писателей. Согласно *Филону Александрийскому, *Иосифу Флавию, Плинию Старшему и свт. *Ипполиту Римскому, Ессеи жили сплоченными общинами у берегов Мертвого моря, а также в некоторых городах и селах Иудеи. Большая часть их оставалась безбрачной, хотя полностью брак не отрицался. У Ессеев не было рабов, имущество считалось достоянием всех членов общины. Совместный труд, молитвенные трапезы, постоянное изучение Писания, строгий отбор при приеме новых членов – все это придавало ессейскому движению монашеский характер. Ессеи не приносили жертв в Храме, чуждались мирских обычаев и роскоши.

Иосиф Флавий изображает их стилизованно, уподобляя пифагорейским братствам. Историк пишет: «Они отвергают наслаждения, считая их злом, а к добродетели относят воздержание и способность не поддаваться страстям». Общины пополняли люди, «уставшие от жизни» (Плиний), а также подростки, которых Ессеи брали на воспитание. Филон определяет число Ессеев в 4 тыс. человек. Эта странная секта вызывала много догадок у историков, т.к. ее правила (в т. ч. безбрачие) отличались от традиций *иудейства. Еще рационалисты 18 в., а за ними *Ренан усматривали тесную генетическую зависимость христианства от ессейства.

После открытий *кумранских текстов большинство ученых отождествили Ессеев с членами кумранских общин, т. о., появилась возможность узнать о секте из ее собственных документов. Ознакомление с подлинными рукописями Ессеев показало, насколько далеко было их учение от Евангелия, но при этом выяснились и точки соприкосновения между этим течением и Церковью.

Иудейские, античные и раннехристтианские свидетельства о Ессеях собраны и переведены: ТК, вып.1. Об одной из ветвей ессейского движения – терапевтах (Египет) – сообщается в соч. Филона Александрийского «О жизни созерцательной», в кн.: Смирнов Н.П., Терапевты и сочинение Филона Иудея «О жизни созерцательной», К., 1909.

Зусман А., Ессеи, М., 1913; [*Кайль К.Ф.] Ессеи, ВЧ, 1876, № 5; прот.*Лебедев П., Ессеи и терапевты, «Дух христианина», 1862, № 4, 5; ПБЭ, т.5, с. 498–501; Смирнов А., Об Ессеях и их отношении к христианству, М., 1868; Чемена К.А., Происхождение и сущность ессейства, Черкассы, 1894; его же, Современное состояние вопроса о происхождении и сущности ессейства, БВ, 1895, № 11. Все эти труды написаны до того, как были найдены кумранские рукописи.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle