прот. Александр Мень

Источник

Заха́рии проро́ка Кни́га

Заха́рии проро́ка Кни́га входит в состав сборника *Малых пророков ветхозаветного *канона. В рус. Библии она помещается после пророка Аггея и перед пророком Малахией. Состоит из 14 глав. По содержанию и стилю делится на две части: гл.1–8 и 9–14.

Первая часть книги.

а) Автор и датировка. Содержание и композиция. Пророк Захария (евр. זכריה, зехарйа́) жил в Палестине в конце 6 в. до н.э. и проповедовал вскоре после возвращения изгнанников на родину. О жизни его почти ничего не известно. Поскольку в книге приведена родословная пророка, можно заключить, что он был знатного рода. Позднейшая легенда утверждает, что Захария прибыл в Иерусалим в ранней молодости и умер, будучи одним из *Мужей Великого собора, в весьма преклонных годах. Память его Православная Церковь празднует 8 февраля.

Проповеди 1-й части Захарии пророка Книги датируются вполне определенно – концом 520 до н.э. *«Жизненный контекст» ее связан с кризисом, который охватил ветхозаветную Церковь в эти годы. Придя на разоренную землю, народ скоро впал в уныние; князь из рода Давидова, Зоровавель (евр. [זרובבל] זרבבל, зерубаве́ль), и первосвященник Иисус (евр. יהושע, йехошу́а) были не в состоянии справиться с общей апатией. Строительство Храма было приостановлено, надежды на лучшее будущее стали казаться несбыточными. И тогда Господь послал на проповедь пророков *Аггея и Захарию, чтобы ободрить маловерных.

Захарии пророка Книга, написанная в духе *апокалиптической литературы, включает 8 видений и мессианское пророчество.

1) Видение ангелов, которые обходят землю. Повсюду царит мир, только Иерусалим погружен в траур. Тогда Господь обещает, что милость Его будет возвращена скорбящему народу (Зах.1:1–17).

2) Видение 4 рогов (символов силы), которые сокрушили Иерусалим. По одним толкованиям – это 4 империи (ср. Даниила пророка Книга). По другим – обобщающий образ враждебных сил мира (4 стороны света). Бог посылает 4 служителей, которые обуздывают мощь рогов (Зах.1:18–21).

3) Видение мужа, который измеряет площадь Иерусалима, чтобы заселить его (Зах.2:1–5); к этому видению примыкает пророческая песнь о торжестве правды Божьей, о времени, «когда прибегнут к Господу все народы» и Сам Он будет обитать среди людей (Зах.2:6–13).

4) Первосвященник Иисус предстает перед Богом в запятнанных одеждах (символ народного греха), и по велению Божьему его одевают в новую одежду (символ прощения). Иисусу предсказан приход Служителя Господня, имя Которого – Отрасль (евр. צמח, це́мах). Он есть Мессия, основополагающий Камень Царства Божьего, вырастающий, подобно молодому побегу, из срубленного корня дома Давидова (ср. Ис.11:1). Его приход несет прощение грехов (гл.3).

5) Видение золотого светильника и двух маслин. Они символизируют возрождение Храма и двух помазанников – Царя и Первосвященника (исторически – Зоровавеля и его современника, первосвященника Иисуса, прообразовательно – Иисуса Христа). Совершится это «не воинством и не силою», но Духом Божьим (гл.4).

6) Видение летящего свитка, означающего список грехов (Зах.5:1–4).

7) Видение эфы (меры веса), бремени зла, которое снимает Мессия (Зах.5:5–11).

8) Заключительное видение так же, как и первое, показывает ангелов, обходящих землю. На сей раз мир воцарился повсюду (Зах.6:1–8). Символическое действие: Бог повелевает изготовить двойной мессианский венец и возложить его на Помазанника (Отрасль). В тексте он назван Иисусом, сыном Иоседековым, но, как полагают мн. экзегеты, первоначально здесь стояло имя Зоровавеля, князя из дома Давидова (Зах.6:9–15). Завершается 1-я часть книги наставлением о посте и картиной возрожденного Града Божьего.

б) Богословие. Хотя поводом для выступления пророка Захарии был вопрос о возобновлении строительства Храма, содержание его проповеди гораздо шире. Она возвещает о конечной победе замыслов Божьих и о всемирном Царстве Господа, поклониться Которому притекут все народы. Центр провозвестия Захарии пророка Книги – Мессия, служение Которого имеет два аспекта: царское и священническое (о чем еще мало говорили пророки *допленного периода). В ожидании Его Царства люди не должны уповать на земную силу. Их благочестие не должно быть формальным. «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего» (Зах.8:16–17).

Роль Зоровавеля в Захарии пророка Книге знаменательна. Он изображен почти как Мессия или же как *прообраз Его. Но он должен был уповать только на Бога, а не на «воинства». «Если Зерубабель не послушал этого увещания, его ожидала гибель; если он венчался на царство, если мессианическое движение приняло политическую форму, катастрофа была неизбежной, и Зерубабеля ожидала участь тех мятежных наместников или претендентов, которые восставали против Дария, как Фраорт, Читрантакма, Орет, Интаферн и другие, искупившие свою вину позорной казнью, иногда смертью на кресте. В эту тревожную эпоху не требовалось, впрочем, и прямого восстания – достаточно было одного подозрения, чтобы погубить наместника. Мы не знаем, чем кончил Зерубабель: быть может, он мирно дожил свои дни; быть может, он “воссел на престоле своем” и затем был низложен, поруган и предан казни, послужив живым прообразом страдающего “Отрока Божьего”» (*Трубецкой С., Учение о Логосе). Последнее предположение весьма вероятно; во всяком случае после 515, когда был освящен Второй Храм, Зоровавель исчезает из поля зрения. Но осталось пророчество о Мессии, пророчество о Царстве, которое будет установлено не силой человеческой, а силой Божьей и в которое войдут все народы земли.

Вторая часть (Зах.9–14) во многом отлична от первой. В ней уже не говорится ни о Зоровавеле, ни о персах, ни о восстановлении Храма; отсутствуют даты и исторические указания (кроме ссылки на греков). Эта часть написана стихами и вообще отмечена своеобразным стилем. Однако традиция приписывает и 2-ю часть книги самому пророку Захарии, и эту *атрибуцию стремились обосновать многие экзегеты прошлого (например, прот. Д.*Рождественский). Представители *русской библейско-исторической школы (*Карташев, *Князев, прот.*Павский, С.*Трубецкой и др.), а также все западные толкователи считают автором 9–14 глав Захарии пророка Книги другого пророка, жившего в конце 4 в. (т.н. Второзахарию). Пророчества 2-й части преимущественно мессианские. Языческая гордыня будет сломлена. Иноплеменники станут достоянием Бога. Царь-Мессия войдет в Иерусалим при всеобщем ликовании. Он будет «праведный, спасающий и кроткий». Не на боевом коне совершит Он торжественный въезд, а на мирном осле (Зах.9:9). Именно к этому символическому действию прибегнет Господь Иисус, когда вступит в Иерусалим накануне Страстной недели.

Бог изображен у пророка как добрый Пастырь, Который приходит, чтобы заменить недостойных пастырей, священников Израиля. Но люди не оценили любви божественного Пастыря. Они дали за Его труд жалкую цену, стоимость раба, тридцать сребреников (Исх.21:32), деньги, на которые можно купить лишь бесплодную глинистую землю, «землю горшечника». Конкретно это пророчество прообразует грех Иуды, а в более широком смысле – неблагодарность народа Божьего. Но, как предсказано у Захарии, в грядущем люди раскаются. Они будут со слезами смотреть на Того, Кого пронзили своей неблагодарностью (Зах.12:10). Это пророчество указывает не только на покаяние людей, но и на искупительные страдания Бога, явленного в лице Мессии.

Святоотеческие комментарии: см. в творениях прп.*Ефрема Сирина, блж.*Иеронима, свт.*Кирилла Александрийского, блж.*Феодорита Киррского.

ЕЭ, т.7; еп.*Ириней (Клементьевский), Толкование на двенадесят пророков, ч.1–6, СПб., 1804–1809; свящ. *Образцов П.Е., Опыт толкования книги св. пророка Захарии, СПб., 1873; еп.*Палладий (Пьянков), Толкование на книги свв. пророков Захарии и Малахии, в его: Толкование на свв.пророков, вып.6, Вятка, 1876; ПБЭ, т.5, с.663–669; свящ.*Рождественский Д., Книга пророка Захарии. Исагогическое исследование, вып.1, Серг.Пос., 1910; его же, Наставления и предречения книги пророка Захарии, касающиеся постов и праздников, как урок нашему времени, БВ, 1911, №10; его же, Книга пророка Захарии, ТБ, т.7; Смирнов, *Иоанн (Кисин), Пророки Аггей, Захария, Малахия, Рязань, 1872; а также библиография к статьям: *Второго Храма период; *Исагогика; *Пророки.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle