Исто́рико-литерату́рная кри́тика
Исто́рико-литерату́рная кри́тика библейская (другие наименования: высокая критика, *литературная критика, критика *источников) занимается исследованием священных книг с целью их *атрибуции, датировки и выяснения их источников. Древняя, средневековая и современная *исагогика *фундаментализма в вопросах атрибуции и хронологии в основном предпочитает следовать преданиям, а гипотезы источников рассматривает как противоречащие догмату боговдохновенности. В ответ на это защитники Историко-литературной критики приводят следующие возражения:
1) предания об авторах и времени написания книг далеко не всегда единодушны и достоверны;
2) святоотеческая исагогика не относила вопрос об атрибуции и датировке к разряду догматических и поэтому не предлагала единой концепции;
3) учение о боговдохновенности возможно сочетать с гипотезой источников священных книг.
Основные хронологические вехи историко-литературного изучения Библии.
3 в. – свт.*Дионисий Великий ставит под сомнение взгляд, согласно которому 4-е Евангелие и Апокалипсис написаны одним автором. Языческий философ *Порфирий предлагает датировать Книгу Даниила 2 в. до н.э. *Ориген датирует Книгу Иова домоисеевым временем. Тертуллиан приписывает Евр. апостолу Варнаве.
4 в. – блж.*Иероним отождествляет Книгу Закона, найденную Иосией, со Второзаконием и высказывает предположение, что конец Втор был написан Ездрой. Блж.*Феодорит и *Феодор Мопсуестский пересматривают традиционную иудейскую датировку и атрибуцию ряда ветхозаветных книг. Свт.*Иоанн Златоуст предполагает, что Книга Иова могла быть написана в 10 в. до н.э. Блж.*Августин констатирует употребление двух *имен Божьих в различных частях Книги Бытия.
12 в. – иудаистский экзегет *Ибн-Эзра ставит под сомнение авторство Моисея (по отношению ко всему Пятикнижию) и принадлежность Книги Исайи одному пророку.
16 в. – *Лютер приписывает Евр. Аполлосу.
1520 – немецкий протестант *Карлштадт пересматривает датировку Пятикнижия, Цар., Езд. и Дан.
1547 – голландский католик *Мазиус пишет об источниках Ис. Нав.
1625 – французский католик *Бонфрер утверждает, что не все разделы Пятикнижия написаны Моисеем, и выдвигает гипотезу, согласно которой они появились позднее как дополнения.
1642 – голландский протестант *Гроций привлекает к изучению Нового Завета семитские источники.
1651 – английский философ *Гоббс следует в направлении, указанном Бонфрером.
1655 – кальвинист *Пейрер развивает аргументацию Ибн-Эзры (независимо от его трудов).
1670 – голл. философ *Спиноза относит завершение Пятикнижия к эпохе Ездры.
1678 – французский католик *Симон указывает на роль устного *Предания в формировании священных книг и на послемоисеевы элементы в Пятикнижии.
1685 – швейцарско-голландский кальвинист *Леклерк относит формирование Пятикнижия к эпохе царей.
1711 – немецкий пастор *Виттер выдвигает употребление в Быт. различных имен Божьих в качестве критерия для установления источников Пятикнижия.
1753 – французский католический ученый *Астрюк независимо от Виттера приходит к тому же выводу и создает первый вариант Документарной теории (по его мнению, древними документами пользовался сам Моисей).
1770-е гг. – немецкие протестантские библеисты *Землер и *Эрнести вводят в библеистику методы Историко-литературной критики, основанные на принципах общего источниковедения.
1775 – немецкий протестант *Додерляйн выдвигает теорию *Второисайи. Немецкий протестант *Грисбах вводит понятие *синоптические Евангелия.
1778 – немецкий писатель *Лессинг предлагает теорию письменного *Первоевангелия (на еврейском или арамейском языке).
1780 – немецкий протестант И.*Айххорн развивает далее документарную теорию.
1792–1797 – английский католический экзегет *Геддес создает *фрагментарную теорию происхождения Пятикнижия.
1797 – немецкий протестантский историк Дердер предлагает теорию устного Предания как основы Четвероевангелия.
1805 – немецкий протестантский экзегет *Де Ветте относит возникновение Второзакония к эпохе царя Иосии (7 в. до н.э.).
1830 – немецко-швейцарский протестантский библеист *Штэлин сформулировал Дополнений теорию о происхождении Пятикнижия.
1835 – немецкий критик *Штраус подвергает сомнению апостольское происхождение Евангелий. Немецкий протестант *Лахманн утверждает хронологический приоритет Мк.
1838 – немецкий теолог *Вайссе создает теорию «Источника речений» (см. статью *Квелле), которым, по его мнению, пользовались евангелисты.
1848 – немецкий протестантский библеист *Эвальд разрабатывает теорию происхождения Евангелия на основе синтеза взглядов Лессинга и Гердера.
1853 – немецкий протестант *Хупфельд выделяет два источника внутри *Элохистической традиции (в современном русском обозначении Э и С, лат. Е и Р). Немецкий историк *Баур относит Евангелия ко 2 в.
1863 – немецкий протестант Г.*Хольцманн формулирует *двух источников теорию синоптических Евангелий.
1866 – немецкий протестант *Граф создает первый синтез документарной теории.
1878 – немецкий историк *Велльхаузен перерабатывает теорию Графа и придает ей законченный классический вид.
1870–90-е гг. – немецкие протестанты *Дилльманн и Р.*Киттель вносят коррективы в теорию Велльхаузена, подчеркивая роль Моисея в создании Пятикнижия.
1892 – немецкий протестант *Дум выдвигает гипотезу *Тритоисайи.
1898 – немецкий протестант *Дальман разрабатывает теорию об арамейском прототипе Евангелий.
1900 – немецкий протестантский историк *Гарнак датирует Евангелия первоначальной («палеонтологической») эпохой истории Церкви.
1903 – французский католический библеист *Лагранж формулирует тезисы о ценности Историко-литературной критики для церковного изучения Библии.
1906 – Гарнак защищает предание о Луке как авторе Лк. и Деян.
1911 – русский православный историк *Тураев применяет методы Историко-литературной критики к библейской истории.
1924 – английский библеист *Стриттер разрабатывает теорию *четырех источников Евангелий.
1936 – I конгресс православных богословов в Афинах. Доклады *Велласа, *Сове и других в защиту применения Историко-литературной критики.
1938 – итальянский библеист *Риччотти создает первый католический синтез священной истории в свете Историко-литературной критики.
1943 – выход энциклики «Божественное вдохновение Духа» *Пия XII, санкционирующей применение Историко-литературной критики.
1944 – актовая речь *Карташева в Св.Сергиевском институте в Париже о необходимости включения Историко-литературной критики в православную библеистику.
1966 – американский католический экзегет *Браун предлагает гипотезу 5 стадий формирования Евангелия от Иоанна.
1965–1972 – французский католический экзегет *Буамар создает свой вариант *четырех источников Евангелий теории.
Как видно из приведенной таблицы, в развитии Историко-литературной критики известную роль играли представители *рационализма и *отрицательной критики. Однако сама по себе Историко-литературная критика не есть лишь продукт негативных теорий. Среди ее создателей и сторонников немало подлинно христианских ученых. Она помогает уяснить мн. аспекты Писания, которые для старой экзегетики представляли неразрешимую проблему. Поэтому современные комментаторы почти всех конфессий допускают Историко-литературную критику как законный раздел исагогики и считают, что ее выводы, будучи чисто научными, не затрагивают вопроса о боговдохновенности. Каноничность священных книг определяется не наукой, а Церковью, и не зависит от той или иной атрибуции книг, их датировки и источников, которыми пользовались боговдохновенные писатели.
• *Ельчанинов А., История религии, М.,1909; *Карташев А.В., Ветхозаветная библейская критика, Париж, 1947; Кубланов М.М., Новый Завет. Поиски и находки, М.,1968; Мейер Э., Рейсс Э., Библия как исторический источник, ОПЕК, т.1; Соловейчик М., Основные проблемы библейской науки, СПб., 1913; *Троицкий Н.И., О происхождении первых трех канонических Евангелий, Кострома, 1878; *Auzou G., La parole de Dieu, P., 1960; *Coppens J., L’histoire critique de l’Ancien Testament, Tournai-P., 1938 (англ. пер.: The Old Testament and the Critics, Paterson (N.Y.), 1942); Genthe, 1977; Levie J., La Bible, parole humaine et message de Dieu, P.– Louvain, 1958; Harrison R. (and oth.), Biblical Criticism, Grand Rapids (Mich.), 1978; *Murphy R.E., Background to the Bible, Huntington (Ill.), 1978; Nash H.S., The History of the Higher Criticism of New Testament, N.Y.-L., 1900; *Rowley H. (ed.), The Old Testament and Modern Studies, Oxf. (Eng.), 1951; *Steinmann J., La critique devant la Bible, P., 1956 (англ. пер.: Biblical Criticism, N.Y., 1958); см. также работы *Буткевича, еп.*Михаила (Лузина), *Муретова, *Кюммеля, А.*Швейцера.