прот. Александр Мень

Источник

Аполлина́рий

Аполлина́рий (’Απολλυνάριος) Лаодикийский, епископ (ок.310-ок.390), богослов, экзегет, предшественник *монофизитства. Родился в сирийском городе Лаодикия в семье пресвитера (Аполлинария Старшего). Получил хорошее классическое образование. Около 360 г. стал епископом родного города. Подвергался преследованиям со стороны ариан. Аполлинарий был другом свт.*Афанасия Великого и состоял в переписке со свт.*Василием Великим.

Как экзегет Аполлинарий следовал методу *александрийской школы экзегезы. В 370-х гг. стал выражать взгляды, которые вскоре вызвали осуждение. Аполлинарий пришел к заключению, что человеческий разум Христа Спасителя был замещен разумом божественным. «Если бы Господь, – писал Аполлинарий, – принял все, то, без сомнения, имел и человеческие помыслы; в человеческих же помыслах невозможно не быть греху». Тем самым Аполлинарий посягал на учение о Богочеловечестве Спасителя. Его аргументация уже содержала в себе зерно монофизитства. Однако, как замечает *Болотов, «по чистоте жизни он представлял одно из светлых явлений на Востоке, поэтому и православные долго оставались в дружеских отношениях с ним, хотя чистота догматических воззрений его была уже омрачена».

По свидетельству блж.*Иеронима, Аполлинарий много писал на библейские темы (О знаменитых мужах, 104). Уцелели лишь фрагменты его книг (Migne. PG, t.33). В период, когда император Юлиан запретил христианам изучать классическую литературу, Аполлинарий создал стихотворное переложение священной истории от начала мира до времен Саула по образцу Гомеровых поэм (Созомен, Церковная история, V, 18). Сохранились отрывки из его многочисленных библейских *катен. Писал он также комментарии на Ис., Ос., Еккл., Мф., Гал., Еф. Из имеющихся фрагментов явствует, что Аполлинарий интересовался больше догматическими вопросами, нежели вопросами исторической и филологической экзегезы, которые были подняты александрийской и *антиохийской школами.

*Болотов В.В., Лекции по истории древней Церкви, Пг.,1918, т.4; его же, Рец. на кн.: [Спасский А.А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни, Серг. Пос., 1895] ХЧ, 1908, №8/9; *Дюшен Л., История древней Церкви, пер. с франц., т.1, М., 1912; НЭС, т.3; ПБЭ, т.1, с. 937–939; *Спасский А.А., Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни, Серг. Пос., 1895, репр., М.,1994; Спиридонов Д., К полемике Диодора Тарсского с Аполлинариеи. Лаодикийским, СПб., 1910; Библиография на иностранных языках см.: Quasten. Patr., v.3, p.377–83.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle