прот. Александр Мень

Источник

Космогра́фия

Космогра́фия, или космология, библейская, физическая картина мира, известная священным писателям и отраженная в книгах Библии. Сама по себе Космография не входит в область *Откровения, а принадлежит сфере науки. Поэтому библейские писатели пользовались современными им космологическими представлениями.

Космография *Древнего Востока не была единообразной. Месопотамская картина мира включала представление о бескрайнем океане, внутри которого находится сферическая полость. По внутренней поверхности ее верхней части движутся светила. Нижняя и верхняя части сферы, посреди которых находится земля, разделены земным океаном. Нижняя часть – мрачное царство теней. Египтяне представляли себе землю в виде острова, окруженного океаном. Ее антиподом был потусторонний мир, куда уходили души умерших.

В древнем Израиле сложилась Космография, сходная с месопотамской. Великая бездна (евр. תהום, техо́м), по этой Космография, окружает сферический мир. Сверху воды отделены от земли «твердью» (евр. רקיע, раки́а), по которой движутся светила. Нижняя часть сферы представляет собой твердое образование, которое покоится на «столпах», погруженных в воды океана. Внутри этой части сферы заключена полость, где находятся тени умерших (шеол; см. статью *Посмертное бытие). Эти представления делают понятными некоторые космографические образы Священного Писания, такие как «бездна» (Быт.1:2), «вода, которая над твердью» (Быт.1:7), «окна небесные» (Быт.7:11, ср. также Пс.23:2). Среди экзегетов существует мнение, что убранство Храма символизировало основные элементы физической Вселенной.

В новозаветное время древневосточная Космография претерпела ряд изменений под влиянием античной науки. Но в Новом Завете образы физической Вселенной уже становятся символами духовных реальностей и теряют связь с естественно-научной картиной мира.

В истории христианства неоднократно предпринимались попытки увязать библейскую Космографию с данными науки, но эти попытки не имели успеха в силу двух причин: 1) Библия не претендует на подмену собой научного знания; ее Космография принадлежит древневосточным представлениям о мире;

2) в свою очередь, научные системы Космографии не раз сменяли одна другую; см. статьи *Конкордизм; *Наука и Библия.

Евсюков В.В., Мифы о Вселенной, Новосибирск, 1988; Лурье С.Я., Очерки по истории античной науки, М.,1947; *Никольский Н.М., Древний Израиль, М.,1922; Перель Ю.Г., Развитие представлений о Вселенной, М.,19622; Konrad A., Das Weltbild in der Bibel, Graz, 1917.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle