прот. Александр Мень

Источник

Ка́львин

Кальви́н, Ковен (Calvin) Жан (1509–1564), один из деятелей Реформации, переводчик и толкователь Библии. Родился во Франции в зажиточной семье. Первоначально готовился стать католическим священником, изучал богословие и право, но наблюдения над упадком церк. жизни и знакомство с идеями *Лютера привели Кальвина к решительному разрыву с умеренно-реформистской традицией, а затем и с католицизмом вообще. Позднее в своем предисловии к толкованию Псалтири Кальвин изображал этот поворот как подлинное обращение. Ощутив призыв Слова Господня, он раз и навсегда выбрал свой путь. «Тогда, о Боже, – писал Кальвин, – я сделал то, что было моим долгом, и со страхом и слезами, проклиная свою прежнюю жизнь, направился по Твоему пути».

Гонения на протестантов вынудили Кальвина бежать в Швейцарию. В Базеле он с горечью убедился, что протестантизм здесь свелся к религиозной анархии. Это побудило Кальвина взяться за свой главный труд «Христианская институция» («Institutio religionis christianae», 1536), который он впоследствии много раз переписывал. Понимая Слово Божье как абсолютный и единственный закон, реформатор построил новую церковную систему, выведенную исключительно из буквы Писания. При этом он, естественно, принужден был сделать главный акцент на Ветхом Завете, поскольку в Новом Завете он не нашел разработанных правил для общественного устройства. В результате его церковно-политическая система приняла жесткую форму, аналогичную ветхозаветному законничеству.

В 1536 Кальвин прибыл в Женеву, где ему удалось возглавить протестантское движение. Борьба Женевы против Савойи упрочила власть Кальвина и превратила его в неограниченного диктатора. Дотоле кабинетный ученый, он стал править сурово и непреклонно, сознавая себя чем-то вроде библейского пророка, призванного пересоздать общество. Евангельский дух любви был оттеснен церковным режимом тоталитарного типа. Развлечения, искусство, свобода мысли жестоко подавлялись. Воцарилась всеобщая слежка, и была установлена сложная система кар. Жертвами их пали многие вольнодумцы, в т.ч. и *Сервет, который был сожжен на костре по инициативе Кальвина. Недовольство тиранией стало скоро настолько сильным, что Кальвину пришлось уехать в Страсбург (1538), но в 1541 он вернулся и оставался на своем посту до конца дней.

Кальвин перевел Библию на французский язык и написал к ней ряд комментариев, лучшим из которых признается комментарий к Рим. (1539). Толкования на книги Ветхого Завета реформатор писал в последние женевские годы жизни. В какой-то мере он использовал свои знания, вынесенные из школы гуманистов, но в целом его толкования носили догматическо-назидательный характер с акцентом на конфессиональной полемике. В сфере исагогической Кальвин проявлял больший консерватизм, чем Лютер. Впрочем, по его мнению, вопрос *атрибуции Евр. является открытым, что не затрагивает его каноничности и апостольского характера. Аналогичным образом судил Кальвин и о 2 Петр. «Поскольку, – писал он, – величие Духа Христова проявляется в каждой части послания, я не решусь его отвергнуть, хотя все усилия увидеть в нем подлинный язык Петра тщетны». Как и Лютер, Кальвин относился к Апокалипсису осторожно и комментария к нему не написал.

В понимании *боговдохновенности Кальвин склонялся к *вербализму. Определение книг *канона он считал не делом Церкви, а исключительно сверхъестественным актом «дивного совета Божия». Кальвин исходил из мысли, что в Библии полнота истины содержится в законченном виде. Отвергнув *Предание, реформатор настаивал на строго буквальном понимании всего священного текста как универсального и обязательного норматива для жизни общества, при этом Кальвин не делал различия между Ветхим и Новым Заветом. Лишь в некоторых случаях он допускал исключения: например, когда ему указывали, что в Ветхом Завете существовало искусство (украшения в Храме), он возражал, что то была уступка «слабости времени».

Толкуя мысли апостола Павла о свободе, Кальвин рационализировал *антиномию человеческой свободы и Божественного предвидения и считал свободу иллюзорной, поскольку все предусмотрено, каждый человек предопределен либо к спасению, либо к погибели. Никто не знает своей конечной участи и поэтому должен трудиться в полной покорности воле Божьей.

Влияние кальвинизма усилилось после того, как он нашел почву во Франции (реформаты, или гугеноты). Современные богословы признают ценность главным образом двух идей Кальвина: убеждения, что через Библию Бог обращается к человеку, и веры в социальную роль христианства. Эти идеи в 20 в. развивал *Барт. Но конкретное применение их самим реформатором привело к превращению христианства в «религию книги» и к фарисейскому законничеству замкнутой «общины праведников».

♦ Opera quae supersunt omnia, vol. 1–59, Braunschweig, 1863–1900; Opera Selecta, vol.1–5, Münch.,1926–1962; в рус. пер.: Отрывки из трактата «Наставление в христианской вере», в кн.: Хрестоматия по истории средних веков, т.2, ч.2, М.,1938; Наставление в христианской вере, т.1–3, М.,1997–1998.

Беляев А., Кальвин и кальвинизм, ПБЭ, т.8, с.140–176; Виппер Р.Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в., М., 894; Гейссер Л., История Реформации, М.,1892; Жертвы Кальвина, пер. с англ. Н.М., «Странник», 1915, №2,3; Кареев Н., История Западной Европы в новое время, т.2: Реформация и политическая жизнь в XVI и XVII вв., СПб.,1893; Лихачева Е.О., Европейские реформаторы Гус, Лютер, Цвингли, Кальвин, СПб.,1872; Назаревский В., Иоанн Кальвин – реформатор XVI в., ПО, 1878, №5/6; Порозовская Б.Д., Иоганн Кальвин, его жизнь и реформаторская деятельность, СПб.,1891; Поршнев Б.Ф., Кальвин и кальвинизм, ВИРА, 1958, сб.6; Эгле П., Жан Кальвин, БВс, 1982, №3; Breen Q., John Calvin, Hamden (Conn.), 1968; Kempf F.D., A Bibliography of Calviniana. 1959–1974, Freiburg, 1975; Niesel W., Calvin – Bibliographie 1901–1959, Münch.,1961; Parker T.H.L., John Calvin, L., 1975.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle