прот. Александр Мень

Источник

Мессиани́зм

Мессиани́зм (от греч. Μεσσίας, евр. משיח, маши́ах, арам. משיחא, меши-ха́ – помазанник) библейский, учение Слова Божьего и ветхозаветного *Предания о Спасителе и спасении мира. Библейский Мессианизм теснейшим образом связан с *эсхатологией и *историзмом Священного Писания. Если для языческой религии и философии мир в его нынешнем состоянии неизменен, то Слово Божье открывает тайну становления твари и ее грядущего приобщения высшей божеств. жизни (см. статью *Сотериология). Хотя само понятие библейского Мессианизма вытекает из понятия Мессии, оно может рассматриваться и в более широком аспекте. Некоторые ветхозаветные пророчества не упоминают о Мессии как о Личности, делая ударение на конечной, высшей *теофании. Иными словами, библейский Мессианизм есть форма библейской сотериологии. В силу этого далеко не все пророчества Ветхого Завета следует рассматривать как конкретные предсказания о конкретных событиях земной жизни Христа. Всякое сотериологическое провозвестие Ветхого Завета относится к сфере Мессианизма.

Учение о Мессии и Его Царстве не было статичной доктриной: оно раскрывалось постепенно. На это богооткровенное учение накладывались народные чаяния, частично порожденные упрощенным толкованием Мессианизма, частично же связанные с чужеземными влияниями и благочестивой фантазией простых людей. В раскрытии библейского Мессианизм прослеживаются несколько этапов:

1) *протоевангелие (Быт.3);

2) обетование Аврааму, через Потомка которого «благословятся все племена и народы земли» (Быт.12);

3) создание народа Божьего, предназначенного для служения высшим целям Домостроительства (Исх.19);

4) предсказание о новом Моисее (Втор.18:15,18);

5) пророчество о вечном Царстве Сына Давидова (2Цар.7:5–6; 1Пар.17:4–15). В этом пророчестве Избавитель уже связан с Царством Божьим и является Помазанником (Царем) и Сыном Всевышнего (Пс.2);

6) пророк Исайя первый говорит вполне конкретно о Мессии как о личности (Ис.7;9;11). Для него, как и для пророка Михея, благословение мессианского Царства распространяется на все народы;

7) параллельно, начиная с пророка Амоса, Мессианизм тесно связывается с темой Суда Божьего над языческими народами и Израилем (Ос., Соф., Авв.); пророк Иеремия дает грядущему Царству имя «Новый Завет» (Иер.31:31); прор. Иезекииль называет его «Заветом вечным» (Иез.37:26);

8) в (Ис.53) Мессия предстает как страждущий *Служитель Господень, Который берет на Себя грехи мира;

9) пророки *Второго Храма периода (Агг., Зах., Мал.) вновь указывают на Суд и теофанию как признаки Царства;

10) в Книге Даниила Мессия и Его Царство в противоположность царству чудовищ олицетворены в образе Сына Человеческого.

Все эти элементы Мессианизма так или иначе отражались в апокалиптических *апокрифах и текстах *Кумрана.

В целом ветхозаветному Мессианизму свойственно различие двух сотериологических аспектов: Богоявления и явления Царя-Мессии. В лице Богочеловека-Христа оба эти аспекта библейского Мессианизма нашли свое осуществление и единство. В период Второго Храма мессианская эра иногда представлялась как ограниченный по времени срок, предваряющий наступление иного бытия (евр. הבא העולם, ха-ола́м ха-ба́, мир грядущий; 2 тыс. лет от Адама до Моисея: 2 тыс. лет от Моисея до Мессии, 2 тыс. лет царствования Мессии). Точно так же в Новом Завете время между приходом Христа и *Парусией рассматривалось как пролог к окончат. торжеству Бога и Его Царства. В раввинистическом Мессианизме существовала идея (правда, не общепринятая), что Мессия принесет миру новый Закон. Некоторые толкователи считают, что апостол Павел использовал эту идею для благовестия о «законе Христовом». Во всяком случае, антитезы *Нагорной проповеди имеют форму новых заповедей, которые превосходят старый *Закон (см. статью *Христология).

«Содержание первоначальной евангельской проповеди, – пишет *Трубецкой, – состояло в доказательстве того, что “Иисус есть Христос”, т.е. ожидаемый Мессия. С этой целью писались Евангелия (Иоан,ХХ,31), составлялись родословия Христа как сына Давидова (Мф.I и Лк.III); с этой целью евангелисты и проповедники стремились систематически показать, как во всех подробностях жизни Христа сбылись все мессианские пророчества... Но, примыкая к мессианическим верованиям, апостолы с самого начала должны были столкнуться с тем ложным ограниченно-национальным мессианизмом, который составлял одно из главных препятствий проповеди самого Христа... В еврейском мессианизме мы находим два течения – национально-теократическое и апокалиптическое, или мистическое. И с обоими этими течениями пришлось бороться апостольской церкви во имя новой “универсально-религиозной” идеи христианства. Если еще при жизни Христа Его ученики спорили о местах в мессианском царстве и уверовавшие хотели врасплох “схватить Его, чтобы сделать Его царем”, и по смерти Его в среде первой иерусалимской общины возникло представление о Церкви как о мессианическом земном “восстановлении царства Израиля”: отсюда объясняется стремление распространить обрезание, а за ним и национальный Закон Моисея на все народы путем христианской проповеди. Но апостол Павел, фарисей от рождения, обличил такое представление, несостоятельное не только с точки зрения христианства, но и с точки зрения некоторых авторитетных еврейских учителей, признававших действительность обрядового закона лишь до пришествия Мессии: Бог дает через Него новый закон».

● Кроме библиографии к статьям о пророках см. след. труды: *Аверинцев С.С., Эсхатология, ФЭ, т.5; Алексеев А., Об обетованном Мессии, Новгород, 1886; *Баженов И., Ветхозаветные пророчества о Мессии и исполнение их, РП, 1911, №6; Бернфельд С., Царство Божие, ЕЭ, т.15; свящ.*Боголюбов Н.М., К вопросу о происхождении христианства, «Христианская мысль», К., 1916, №1–4; Боннар П., *Грело П., Мессия, СББ, с.554–560; *Булгаков С.Н., Два Града, т.1–2, М.,1911; прот.*Буткевич Т., Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Харьков, 1888; *Волнин А., Иудейские и христианские идеи в книгах Сивилл, ВиР, 1899, №2,3,5,8; *Воронцов Е., Языческий миф о золотом веке и мессианские чаяния иудеев, ВиР, 1905, №12; *Вълчанов С., Мессианската надежда в Стария Завет, «Духовна Култура», 1973, №4; Голльманн Г., Религия иудеев в эпоху Иисуса, пер. с нем., М., 1908; прот.*Дьяченко Г.М., Приготовление еврейского народа к принятию христианства, ПО, 1884, №5; его же, Ветхозаветные мессианские пророчества, ПО, 1884, №7; Иоанникий (Голятовский), Мессия, Праведный, Иисус Христос, Сын Божий, К.,1886; Кнопф Р.П., Происхождение и развитие христианских верований в загробную жизнь, СПб.,1908; прот.*Князев А., Откровение о Матери Мессии, ПМ, 1953, №9; Лежнин В., Христос во пророках (Жизнь и личность Мессии по библ. пророчествам в их рус. син. переводе), Саратов, 1912; Машкин Н.А., Эсхатология и мессианизм в последний период Римской республики, «Известия АН СССР», серия истории и философии, 1946, №5; Мессия, ЕЭ, т.10; *Некрасов А.А., Предсказания о Мессии в книгах пророческих, Каз.,1902; *Никольский Н.М., Иудея в 1 в. нашей эры, «Научное слово», 1903, №6; его же, Мотивы крестьянского мессианизма в пророчестве VIII в., «Ученые записки Института истории Россиийской ассоциации институтов общественных наук», М.,1928, т.7; *Поснов М.Э., Мессия и мессианское царство по изображению апокрифов и пророческих книг, ТКДА, 1906, №3,6; *Рыбинский В.П., Исторический очерк лжемессианских движений в иудействе, ТКДА, 1901, №9; прот.*Смирнов А.В., Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Иисуса Христа, Каз.,1899; прот.*Соловьев И.И., Обетования и пророчества об Иисусе Христе и Его Святой Церкви в книгах Ветхого Завета, М.,1913; *Трубецкой С.Н., Учение о Логосе в его истории, М.,1906; его же, Этика и догматика, Собр. соч., М.,1908, т.2; его же, Эсхатология, там же; Cantley M.J., Messianism, NCE, v.9; *Cazelles H., Le Messie de la Bible, P.,1978; *Cerfaux L., L’attente du Messie, P.,1954; *Coppens J., Le Messianisme royal, ses origines, son développement, son accomplissement, P.,1968; id., Le messianisme et sa relè ve prophétique, Gembloux (Belgique), 1974; Davies W.D., Torah in the Messianic Age, Phil., 1952; *Delitzsh F.J., Messianische Weissagungen, in geschichtlicher Folge, Lpz., 1890; Eisenberg J., Gross B., Un Messie nommé Joseph, P., 1983; *Grelo P., De la Torah au Messie, P.,1981; *Klausner J., The Messianic Idea in Israel, N.Y.,1955; *Lagrange M.-J., Le Messianisme chez les Juifs, P.,1909; Meusner J., Messiah in Context, Phil.,1984; *Mowinckel S., He That Cometh, N.Y.,1954; *Ringgren H., The Messiah in the Old Testament, Chi.,1956; Scholem G., The messianic Idea in Judaism, N.Y.,1971.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle