прот. Александр Мень

Источник

Нико́льский

Нико́льский Николай Михайлович (1877–1959), советский востоковед, историк религии, библеист. Родился в Москве. Окончил Московский университет (1900). Сын и ученик М.В.*Никольского. Уже первые его работы были посвящены вопросам библейской*критики, но православных убеждений отца Никольский не разделял, придерживаясь материалистического взгляда на историю. Преподавал в народном университете в Нижнем Новгороде, был профессором Смоленского и Белорусского университетов. С 1931 член АН БССР, а с 1946 – чл.– корр. АН СССР.

Первоначально Никольский был близок к идеям *религиозно-исторической школы. Под его редакцией в начале 20 в. вышла серия книг «Религия в свете научной мысли и свободной критики», включавшая переводы работ либеральных теологов. Самому Никольскому в этой серии принадлежала книга «Царь Давид и псалмы» (СПб.,1908). В ней Никольский отнес к *допленному периоду лишь 10 псалмов, датировав прочие *Плена периодом и *Второго Храма периодом. За работой о псалмах последовал популярный труд «Древний Израиль» (М.,1911, 2-е испр. и доп.изд., М.,1922), написанный живо и ярко, с позиций светской историографии. К нему примыкает книга «Иисус и первые христианские общины» (М.,1918), в которой Никольский выступил с критикой *мифологической теории, в частности, против попыток отождествить евангельский рассказ о Страстях с языческими мифами об умирающих богах. «Осирис, Адонис, Аттис, Таммуз, – писал он, – гибнут от враждебных богов или от враждебных стихий; там нет ничего человеческого, естественного, похожего на историческую действительность. Иисус погибает в неравной борьбе с правящими иудейскими сферами... Тут нет ничего несообразного, напротив, все чрезвычайно стройно укладывается в рамки тогдашней бурной иудейской жизни». Евангелия Никольский датировал между 70 и 90 гг. Из посланий только восемь считал принадлежащими апостолу Павлу. *Эсхатологии первых христиан посвящен очерк «Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства» (М.,1922).

В 20-е гг. Никольский опубликовал ряд исследований: о херувимах (керубах), о проблеме *монархии в Ветхом Завете, о талмудических свидетельствах, касающихся Христа (см. статью *Талмуд). Никольский вел библейский раздел в Энциклопедии издательства Гранат, для которой написал ряд статей. С начала 30-х гг. в работах Никольского усиливается тенденция к *гиперкритицизму. Например, он отрицал наличие в Ветхом Завете подлинного *монотеизма в допленный период.

♦ Раннее христианство, «Критическое обозрение», 1908, кн.3 (8); Вавилон и Библия, там же, 1909, вып.8; Израиль и Вавилон, «Вестник Европы», 1910, №5–6; Древний Вавилон, М.,1913; Керубы по данным Библии и восточной археологии, «Труды БГУ», Минск, 1922, №2–3; Феодальные отношения в Древнем Израиле, там же, 1922, №1; Следы магической литературы в книге псалмов, там же, 1923, кн.4–5, 1926, кн.12; Иудейские монархомахи VII века, «Новый Восток», 1924, №5; Талмудическая традиция об Иисусе, «Труды БГУ», 1925, кн.6–7; Происхождение еврейского и христианского культа, Гомель, 1926; Хеттские законы и их влияние на законодательство Пятикнижия, «Еврейская старина», Л.,1928, т.12; Апокалиптическая литература, «Литературная энциклопедия», М.,1929, т.1; Происхождение юбилейного года (отт. из «Известия АН СССР», отдел общественных наук, 1931), М.,1931; Еврейские и христианские праздники, их происхождение и история, М.,1931; Политеизм и монотеизм в еврейской религии (на белорус. яз.), Минск, 1931 (рус. вариант в кн.: Никольский Н.М., Избранные произведения по истории религии, М.,1974); Проблемы критики Библии в советской науке, ВДИ, 1938, №1; Кризис «критической» библеистики и задачи марксистской исторической науки, «Ученые записки БГУ», 1939, вып.1.

Ботвинник М., Н.М.Никольский, Минск, 1967 (включает полный список трудов Никольского); Милибанд. БССВ, с.387 (там же приведена литература о Никольском).


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle