Ке́земанн
Ке́земанн (Kasemann) Эрнст (1906–1998), немецкий протестантский исследователь Нового Завета. Высшее образование получил в Марбурге; состоял ординарным профессором по Новому Завету в Майнце (1946), Геттингене (1951) и Тюбингене (19591971). Ученик *Бультмана, Кеземанн первоначально строго следовал линии своего учителя. Так, в работе «Тело и Тело Христово» («Leib and Leib Christi», Tüb., 1933) он предпринял Демифологизацию учения апостола Павла о плоти, грехе и вере. Согласно Кеземанну, апостол Павел исходил из ветхозаветной *антропологии, которая не делила человека на «плоть» и «дух», а мыслила его целостным существом. «Плоть» у апостола Павла – не «часть» человеческого существа, а его состояние. «Жить по плоти» – значит принадлежать естественному порядку вещей, быть причастным падшему миру. Крест Христов открыл для человека путь выхода из-под власти этого порядка, который апостол «мифологически рисует как власть демонов». Вера дает возможность войти в иной план бытия, где царствует Христос.
Расхождение с Бультманом началось у Кеземанна с христологического вопроса. В 1953 он опубликовал статью «Проблема исторического Иисуса», в которой поставил под сомнение скептицизм своего учителя. Он указал, что отделение «мифа о Спасителе» от реального Христа истории чревато размыванием самой сути *керигмы. Возникновение Евангелий с их описаниями жизни, учения и Страстей Господа объясняется только тем, что первые христиане отнюдь не были равнодушны к евангельским событиям. Вера в Христа как Спасителя не ведет к отрицанию Его как реального Лица истории. Отвергая, как и Бультман, домыслы о Христе теологов *либерально-протестантской школы, Кеземанн в отличие от Бультмана, утверждал что существуют критические средства, которые могут вычленить из керигматического целого Евангелий подлинные слова Христа. Для этого, по словам Кеземанна, нужно отделить в Евангелии элементы тенденциозные или связанные с иудейской традицией. Особенно важно обращать внимание на арамейскую основу речений. Бультман считал, что личность Иисуса заслонена гностич. спекуляциями, а Кеземанн усматривал эту преграду в воззрениях иудейской *эсхатологии той эпохи. Исключение Кеземанн сделал лишь для Ин., утверждая, что в нем сказалось гностическое влияние (историческую ценность 4-го Евангелия Кеземанн отверг). Кеземанн развил свои выводы в докладе, который прочел в присутствии Бультмана в Марбурге (1954). Его мысль о возможности отыскать подлинное слово Христа была поддержана многими экзегетами. Таким образом, Кеземанн положил начало *«новым поискам исторического Иисуса».
♦ Exegetische Versuch und Besinnungen, Bd.1–2, Gött., 1960–1964 (сокр. англ. пер.: Essays on New Testament Themes, Phil.,1982); Jesu letzte Wille nach Johannes 17, Tüb., 1966 (англ. пер.: The Testament of Jesus, L.,1968); Paulinische Perspektiven, Tüb., 1969 (англ. пер.: Perspectives on Paul, L.,1971); An die Romer, Tüb.,1973.
● Findeisen S., Frey H., Johanning W., Das Kreuz Jesu und die Krise der evangelischen Kirche; die Fragen und die Theologie E.Kazemann, Bad Liebenzell (Württ.), 1967; RGG, Bd.7, S.115.
Ке́лер (Kahler) Мартин (1835–1912), немецкий протестантский богослов. Родился в семье пастора; высшее образование получил в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Галле. Был профессором догматического (систематического) богословия в университете Галле. В историю библеистики Келер вошел как автор очерка «Так называемый исторический Иисус и библейский Христос истории» («Der sogennante historische Jesus und der geschichtliche, biblische Christus», Lpz.,1892), имевшего позднее большой резонанс среди богословов. В этом очерке Келер показал, что *«исторический Иисус», как Его понимали представители *либерально-протестантской школы, т.е. Иисус – человек, Учитель веры и морали, отсутствует в наших единственных источниках о Нем. Евангелия знают лишь Христа-Богочеловека, явленного в истории. Поэтому реконструкторы биографии «исторического Иисуса» из либерального лагеря и представители *отрицательной критики, руководствуясь чисто субъективными построениями, навязывают «Христу истории» собственные мысли и мотивы поступков. В Новом Завете нам дан прежде всего Христос веры, Христос *керигмы.
Тезисы Келера сначала прошли незамеченными, но затем были отчасти восприняты А.*Швейцером и *Бультманом. Однако первый, резко критикуя образы «исторического Иисуса» либеральных теологов, невольно пошел по их стопам, а второй фактически отодвинул реального «Христа истории» на задний план. Сам же Келер считал, что керигматический образ Спасителя в Евангелиях не есть измышление общин, а отражает подлинную историческую реальность.
♦ Die Neutestamentlichen Sehriften in genauer Wiedergabe ihres Gedankenganges dargestellt, Halle, 1884.
● Lohse B., Kahler, TTS, S.19–23; ODCC, p.772.