прот. Александр Мень

Источник

О́тто

О́тто (Otto) Рудольф (1869–1937), немецкий протестантский богослов и религиовед. Родился в Ганновере; окончил Геттингенский университет. Профессор систематического (догматического) богословия в университетах Геттингена (с 1897), Бреслау (с 1914), Марбурга (1917–1929). Много путешествовал по Америке, Индии, Китаю, Японии. Собранные коллекции послужили основой для созданного им Музея мировых религий в Марбурге. Отто внес значительный вклад в сравнительно-религиозное исследование восточного *мистицизма. По словам православного философа С.Л.Франка, Отто был «одним из самых тонких современных исследователей религиозного сознания». Человек, всецело преданный науке и проблемам духовности, не имевший семьи, Отто, однако, не был кабинетным ученым. Состоя членом Прусского парламента, он проявил себя как последовательный противник милитаризма и протестовал против прихода к власти нацистов.

Отто испытал определенное влияние *Шлейермахера, книгу которого «Речи о религии» («Reden über die Religion») он переиздал в 1899. Однако исследователь нашел собственный путь. Мировую известность принес ему труд «Священное» («Das Heilige», Breslau, 1917). В нем он на основании длительных наблюдений и размышлений пришел к выводу, что духовный опыт человека приводит его к Реальности, превышающей рациональное познание. При этом Отто, в отличие от принципиальных иррационалистов, был убежден, что рациональный элемент необходим в Богопознании; он лишь подчеркивал, что на высшем уровне мистического опыта одного разума недостаточно. Невыразимую тайну Божества Отто обозначил словом «Священное», основываясь на ветхозаветном понятии святости (евр. קדש, ко́деш).

Переживание Священного, согласно Отто, нельзя отождествить ни с одной из человеческих эмоций. Священное, или «нуменальное» (от лат. numen, божественное), вызывает в человеке не просто чувство зависимости, как думал Шлейермахер, а переживание «абсолютно иного», иноприродного человеку. «Пытаясь подобрать название этому чувству, – писал Отто, – я предлагаю назвать его “тварным сознанием” или “тварным чувством”. Это эмоция тварного существа, ошеломленного и подавленного собственным ничтожеством перед лицом Высшей Силы, стоящей над всем тварным». Бог – это mysterium tremendum, т. е. Тайна, вызывающая потрясение. Отто анализирует мистику мировых религий и всюду обнаруживает эту «нерациональную», точнее «сверхрациональную» их основу.

Ряд глав книги посвящен переживанию «нуменального» в Ветхом и Новом Завете. Автор показывает, что опыт *пророков и других библейских писателей красноречиво свидетельствует о присутствии в нем мистериум тремендум – «священного трепета». Откровение во Христе любви Божьей нисколько не устраняет «священного трепета» перед безмерностью Божественного. «Не понять этого, – пишет Отто, – значит обратить благовестие Иисусово в чистейшую идиллию». Точно так же и апостол Павел проникнут «нуменальным» благоговением. Его опыт божественной любви, «которая восхищает дух за все пределы на третье небо, есть нечто большее, чем просто сыновняя любовь, доведенная до совершенства». В последних главах Отто рассматривает роль «священного трепета» в истории христианской мистики. Тему эту продолжает книга «Западно-Восточная мистика» («West-Ostliche Mystik», Gotha, 1926). В ней автор показывает, что христианский мистицизм содержит в себе все богатство восточного мистицизма и в то же время в нем есть нечто специфическое, чем индийская мистика не обладает (христоцентризм).

Специальной библейской теме посвящена работа Отто «Царство Божие и Сын Человеческий» («Reich Cottes und Menschensohn», Münch.,1934). В ней рассмотрены древневосточные аналогии эсхатологическим чаяниям евангельских времен (в частности, учение *маздеизма). Оригинальность библейской эсхатологии заключается, согласно Отто, в жажде «освящения человека» по образу божественной Святости. Но это освящение не есть плод усилий твари, а дар спасающей силы Господа. Средоточием новозаветного *мессианизма было отождествление Иисуса Христа с небесным Сыном Человеческим и страждущим *Служителем Господним.

Бубнов Н., Rudolf Otto, «Путь», 1934, №44; Вышеславцев Б., R.Otto. West-Ostlichе Mystik, «Путь», 1928, №13; Современная буржуазная философия и религия, М.,1977; Угринович Д.М., Введение в религиоведение, М.,1985; Davidson R.F., Rudolf Otto’s Interpretation of Religion, Oxf., 1948; NCE, v.10, p.822; RGG, Bd.4, S.1749.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle