прот. Александр Мень

Источник

Па́улюс

Па́улюс, Паулус (Paulus) Генрих Эбергард Готтлоб (1761–1851), немецкий протестантский экзегет рационалистического направления. Окончив Тюбингенский университет, преподавал восточные языки, а затем богословие в Иенском университете (1789–1803). С 1811 до конца жизни был профессором экзегетики и церковной истории в Гейдельберге. Типичный представитель «немецкого просвещения», Паулюс был многим обязан *Землеру, *Гердеру и И.Канту. Большое влияние на него оказали идеи *Спинозы. Напротив, «философия Откровения» *Шеллинга нашла в его лице непримиримого противника. Паулюс отвергал все, что выходит за пределы рационального обоснования.

Одним из ведущих мотивов творчества Паулюса было отрицание чудесного. По его мнению, законы природы выражают волю Божью и поэтому не могут быть нарушаемы. Эта мысль легла в основу его «Филолого-критического и исторического комментария к Новому Завету» («Philologisch-kritisch-historischer Commentar über das Neue Testament», Bd.1–4, Lübeck-Bonn, 1800–1804). Паулюс полагал, что евангелисты, говоря о чудесах, либо ошибались, либо имели в виду естественные явления, которые их читателям казались сверхъестественными (хождение Христа по водам было хождение вдоль берега; исцеления были врачеваниями; Христос на кресте не умер, а лишь потерял сознание и т.д.).

В предисловии к своей следующей книге «Жизнь Иисуса» («Das Leben Jesu», Heidelberg, 1828) Паулюс писал: «Мое главное желание, чтобы мой взгляд на сказания о чудесах никоим образом не рассматривался как нечто принципиальное. Насколько пустым было бы религиозное чувство, если бы духовное благо человека зависело от того, верит ли он в чудеса или нет!» Композиция книги построена на основе Евангелия от Иоанна. Миссия Христа сводилась для Паулюса, как и для Канта, к возвещению высокой этики, олицетворением которой Он был. Даже *Штраус, во многом разделявший взгляды Паулюса, упрекал его в недопустимом насилии над источниками. Думая изъять из Евангелий все «невероятное» и тем защитить его от критики, Паулюс достиг обратного результата: создал сложную связь невероятных совпадений, случайностей и лжи. В фальшивом свете предстает и Сам Христос, Который очнулся после мнимой смерти и не объяснил ученикам, что же в действительности произошло. Между тем сам Паулюс настаивал на «чистоте и безоблачной святости Его характера».

Книга Паулюса вызвала негативную реакцию как со стороны радикальных критиков типа Штрауса, так и со стороны ортодоксальных протестантов. «В последние годы, – пишет А.*Швейцер, – ветеран рационализма жил в изоляции, подобно ископаемому минувших эпох, случайно уцелевшему».

♦ Philologischer Clavis über die Psalmen, Jena, 1791; Exegetisches Handbuch über die drei Ersten Evangelien, Bd.1–3, Heidelberg, 1842.

● *Муретов М.Д., Протестантское богословие до появления Страусовой «Жизни Иисуса», Серг.Пос.,1894; *Поснов М.Э., О личности основателя христианской Церкви, СПб.,1910; *Шафф Ф., Иисус Христос – чудо истории, пер. с нем., СПб.,19064, с.124 –128; *Штраус Д., Жизнь Иисуса, пер. с нем., т.1–2, М.,1907; Genthe, S.76–78; Schweitzer. GLJF, S.49–58; ODCC, p.1055.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle