прот. Александр Мень

Источник

Кери́гма

Кери́гма (греч. κήρυγμα – провозглашение, проповедь), новозаветный термин, близкий по смыслу к понятию *Евангелие (не как книга, а как Благая Весть; ср. (Рим.14:24; 1Кор.1:21). Этимологически слово Керигма восходит к κηρύττω – публично проповедовать, возвещать какое-либо важное учение. В *Септуагинте глашатай Керигмы понимался обычно как светское лицо, вестник царской воли, хотя там встречаются и исключения (например, Ион.1:2).

Согласно Новому Завету, Керигма есть не просто изложение истин веры, а один из аспектов сотериологического процесса, совершаемого через харизматических посланников Слова. В их лице действует Дух Христов, ставя человека перед тайной спасения и выбором пути. Обычное человеческое слово не может породить веры, но керигматическая проповедь обладает особой силой, которая способна преобразить душу («вера, – говорит апостол, – от слышания», Рим 10:17). На этой сверхчеловеческой силе Керигмы зиждется и авторитет проповедующего (1Фес.2:13). Он есть «соработник у Бога» (1Кор.3:9), и, т.о., его Керигма входит в искупительный замысел Божий.

Апостольская Керигма, какой мы ее находим в Деяниях и Посланиях, отличается выразительной краткостью. Она сконцентрирована вокруг центрального благовестия христианства: смерти и Воскресения Господа, которые даруют человеку примирение с Богом. На этом основании школа *экзистенциалистских толкований Библии пыталась устранить из Керигмы все, что выходит за рамки этой темы. Однако следует отметить, что, несмотря на различие литературных *жанров внутри Нового Завета, он весь керигматичен по своему характеру. Повествования евангелистов о жизни и учении Христа являются неотъемлемой частью Керигмы в целом. *Бультман, *Концельманн и другие представители *«истории форм» школы утверждают, что предметом первоначальной христианской Керигмы был не Христос, а Бог Отец и Царство Божье. Ту же мысль проводили либеральные теологи (*Гарнак и др.). Между тем, Керигма Церкви в любой ее форме – будь то харизматическая проповедь о спасении или евангельский рассказ – христоцентрична по своей природе. Отрицая это, экзегеты лишают Керигму ее фундаментальной основы.

● *Глубоковский Н.Н., Благовестие апостола Павла по его происхождению и существу, кн.3, СПб.,1912; *Козаржевский А.Ч., Раннехристианская проповедь по новозаветному канону, в его книге: Античное ораторское искусство, М.,1980; *Леон-Дюфур К., Проповедовать, СББ, с. 929–933; Bartsch H.W. von (hrsg.), Kerygma und Mythos, Bd.1–5, Hamb.-Bergstedt, 19604; *Dodd С., The Apostolic Preaching and Its Development, 1937; *Kittel G., Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament, Bd.2, S.705–734; RGG, Bd.3, S.1250.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle