прот. Александр Мень

Источник

Проо́бразы

Проо́бразы библейские, события, ситуации и речения, запечатленные в одних книгах Библии и толкуемые как символы, предуказывающие события, отраженные в других книгах Библии. Словом «прообраз» передается ряд греческих терминов, напр., τύπος (образец), άντίτυπος (негативное отражение образа), σκιά (тень), προτότυπος (предызображение) и др. Прообразовательное толкование Библии принято также называть типологическим толкованием. Библейская типология уходит корнями в глубокую древность и имеет длительную историю. Важнейшими библейскими Прообразами в Ветхом Завете являются те, которые осмыслены в новозаветной традиции как символическое предуказание на Христа и Его Царство. Как подчеркивает *Карташев, Православная Церковь догматически исповедует прообразовательный смысл Ветхого Завета «во всей святоотеческой литературе, во всем богослужении, во всем молитвенном благочестии».

Типология во внебиблейском мире. Согласно воззрениям всех языческих народов, существует некая высшая сфера, в которой, подобно явлениям природы, извечно повторяются события жизни божественных существ. Земные события, а также религиозные ритуалы являются отображениями этой сферы. Жизнь богов проецируется на жизнь природы и людей. Философское осмысление этой концепции мы находим в идеализме Платона (427–347 до н.э.), который рассматривал видимый мир как «тень» вечного царства «эйдосов», первопринципов. В новейшее время древняя типология нашла истолкование у К.Г.Юнга, который предположил наличие первообразов (архетипов) в коллективном бессознательном народов (см. статью *Психоаналитическая интерпретация Библии).

Характер библейской типологии. В отличие от языческой библейская типология исходит не из вечных Прообразов земного бытия, а из *Откровения о цели мироздания и истории. Место «вертикальной модели» (высший мир и низший мир) в Библии занимает «горизонтальная» (начало космо-исторического процесса и его завершение). Тварный мир представляется в Библии как нечто динамическое, целенаправленное, находящееся в становлении. Символическая типология Библии обусловлена единством Божественного замысла о мире. Перекличка событий и ситуаций знаменует непрерывность и взаимосвязь различных звеньев единой цепи. В типологии углубляются, переосмысляются и находят символическое толкование изначально данные библейские реалии (пустыня, плен на чужбине, исход и т.д.).

Типология в пределах Ветхого Завета. Сами ветхозаветные священные писатели сознательно пользовались прообразовательной символикой для раскрытия новых фаз Откровения и истории спасения. Так, для пророка Исайи история человечества, начавшаяся в Эдеме, завершится возвращенным Эдемом (Ис.11:6 сл.); пророк Амос интерпретирует старое понятие Дня Господня (торжество Израиля) в апокалиптическом аспекте (Суд Божий над Израилем и другими народами, Ам.5:18 сл.); призыв вернуться в землю обетованную в (Ис.40–66) звучит как призыв к новому исходу. Подобные Прообразы служили подтверждением непрекращающегося Домостроительства Божьего и непреложности обетования. «Исторические благодеяния Божьи Израиль вспоминает лишь для того, чтобы с большей верой ожидать эсхатологического благодеяния, прикровенно возвещаемого этими предзнаменованиями, вписанными в ход истории» (*Грело).

Ветхозаветная типология в Новом Завете. Христос Спаситель в Своей проповеди часто обращается к Прообразы. Он делает землю обетованную символом грядущего Царства Божия (Мф.5:5), Моисеева змея – знамением Своего креста (Числ.21:4 сл.; Ин.3:14), события из Книги Ионы – символом Своего служения и смерти (Мф.12:38 сл.; Мк.8:12; Лк.11:29 сл.), небесный хлеб, манну – предызображением небесного Хлеба, который Он дарует людям (Ин.6:32). Тайная Вечеря Господня пронизана ветхозаветнысм пасхальными Прообразами. Точно так же и евангелисты усматривают в типологии Ветхого Завета прообразы Нового Завета (ср. Ис.40:3; Мф.3:3).

У апостола Павла символическое созвучие двух Заветов приобретает характер определенной богословской концепции. Так странствования Израиля в пустыне прообразуют, согласно апостолу, земное странствование Церкви (1Кор.10:1 сл.). По-видимому, приемы типологического толкования Павел заимствовал у *книжников *междузаветного периода.

В Евр. ветхозаветное богослужение и обряды *праздника Очищения представлены как Прообразы первосвященнического служения Христа. В 1 Петр. события Исхода являются Прообразом для исторического бытия Церкви. Весь Апокалипсис насыщен ветхозаветной типологией (особенно тесно он связан с Ис., Иез., Дан.).

Святоотеческий период и новейшее время. На протяжении многих веков христианская экзегеза широко применяла типологическое толкование Ветхого Завета. Принцип его был сформулирован блж.*Августином в его известном изречении: «Новый Завет скрывается в Ветхом, Ветхий открывается в Новом» (Беседа 71, на 1Кор 6).

Толкования св. отцов исключительно богаты типологическими темами. Мы находим их как в комментариях, так и в гомилиях и богослужебных текстах. Многие образы Ветхого Завета интерпретируются в церковном Предании как Прообразы Богоматери (например, неопалимая купина, Исх.3:2 сл., знаменовавшая Божественный огонь, не опаляющий человека, в конечном счете становится символом Воплощения и Девы, родившей миру Спасителя).

С возникновением различных форм библейской критики в 16–17 вв. законность типологического толкования была поставлена под сомнение. Рационалистическая экзегеза (см. статью *Рационализм в библеистике), особенно в контексте либеральной теологии, отвергла рассмотрение Прообразов во имя чисто исторического толкования. Однако в 19 в. Франц *Делич, а в 20 в. *Рад показали, что сам символический характер Библии естественно подразумевает наличие в ней Прообразов. Они показали ошибочность толкования текста, которое игнорирует целостное видение истории у священных авторов. Православные и католические экзегеты никогда серьезно не помышляли об отказе от типологии, хотя и углубляли ее понимание в свете новейших достижений библейской науки.

● *Грело П., Прообразы, СББ; [архим. Евгений (Сахаров-Платонов)] О прообразовательном смысле Священного Писания, ПТО, 1846, №4; Карташев А.В., Ветхозаветная библейская критика, Париж, 1947; *Корсунский И., Новозаветное толкование Ветхого Завета, М.,1905; *Мышцын В., Сущность ветхозаветного Прообраза и значение его для ветхозаветных верующих, ВиР, 1894, №10; прот. Поликарпов Д., Предызображение Иисуса Христа в ветхозаветных пророчествах и прообразах по святоотеческому пониманию их, СПб.,1903; прот.*Полотебнов А., Мессианское значение типологических псалмов, по Генгстенбергу, М.,1872; Попов Н., Осмысление ветхозаветных Прообразов, ЖМП, 1949, №3; *Смирнов С.К., Предизображение Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в Ветхом Завете, М., 1852; прот.*Соловьев И., Пророчественно-прообразовательный смысл и значение книги пророка Ионы, ЧОЛДП, 1883, №2, 3/4; его же, Обетования и пророчества об Иисусе Христе и Его св. Церкви в книгах Ветхого Завета, М.,1913; *Coppens J., Les harmonies des deux Testaments, Tournai-P.,1949; *Dodd C.H., According to the Scriptures, L.,1952; *Daniélou J., Sacramentum futuri; étude sur les origines de la typologie biblique, P.,1959 (англ. пер.: From Shadow to Reality: Studies in the Biblical Typology of the Fathers, L.,1960; *Grelot P., Sens chrétien de l’Ancien Testament, Tournai, 1962; Lampe G.W., Woollcombe K.J., Essays on Typology, L.,1957; *Rad G. von, Typological Interpretation of the Old Testament, «Interpretation», 1961, №15; *Rowley H.H., The Unity of the Bible, Phil., 1953; прочую библиографию см. в статьях: *Богословие библейское; *Единство Библии; *Исагогика; *История библейская; *Святоотеческая экзегеза.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle