прот. Александр Мень

Источник

«Сын Челове́ческий»

«Сын Челове́ческий» (евр. אדם בן, бен-ада́м, арам. נשא בר, бар-наша́, греч. ό υίός τοῠ άνϑρώπου). Так, согласно евангелистам, называл Себя Сам Спаситель. Наименование это толкуется неоднозначно. С одной стороны, оно означает просто человека, смертного, и подчеркивает его немощь перед лицом Предвечного (Пс.8:5; Иез.2:1). Но с другой стороны, «Сын Человеческий» – это корпоративный образ, объединяющий в себе и общину верных, и Главу мессианского Царства, Небесного Человека (Дан.7:13–14; ср. 1 Енох.37–71:3). И, наконец, в иудейском александрийском богословии (*Филон Александрийский) существовало представление о космическом Первочеловеке, созданном в начале творения. Эти три аспекта понятия «Сын Человеческий» (антропологический, мессианско-эсхатологический и космический) делали его полисемантичным. Это наименование могло прилагаться к Мессии, но не являлось общепринятым Его титулом, что, по-видимому, объясняет предпочтение, которое Христос ему оказывал. Оно содержало намек на Его мессианство, но намек косвенный, который мог быть понят лишь в свободном акте веры.

Громогласов И., Наименование Иисуса Христа Сыном Человеческим, ЧОЛДП, 1894, кн.2–3; Делорм Ж., Сын Человеческий, СББ; прот.*Смирнов А., Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа, Каз.,1899; *Cullmann O., The Christology of the New Testament, L.,1963; *Otto R., Reich Gottes und Menschensohn, Münch., 1934 (англ. пер.: The Kingdom of God and the Son of Man, L.,1938); Pelikan J., Jesus Through the Centuries, New Haven, 1985; см. статью *Христология библейская.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle