Тейя́р де Шарде́н
Тейя́р де Шарде́н (Teilhard de Chardin) Пьер, иеромонах (1881–1955), французский католический мыслитель, ученый-палеонтолог.
Жизнь и труды. Родился в набожной интеллигентной семье. По окончании иезуитской школы вступил в Общество Иисусово (1899). Специализировался по естественным наукам. В 1922, получив степень доктора, стал профессором Католического института в Париже. Участвовал во многих научных экспедициях (Китай, Монголия, Индия, Индонезия, Африка). При его участии в 30-х гг. были открыты останки древнего человекоподобного существа синантропа (Чжоу-коудянь, Китай). С 1926 стали осложняться отношения Тейяра де Шардена с орденским начальством, и Тейяру де Шардену было запрещено публиковать труды по общебогословским и философским вопросам. Неоднократные попытки ученого издать свою главную работу «Феномен человека» не увенчались успехом («Le phénomène humain»; издание посмертно, перевод на все европейские языки, в т.ч. и на русский: М.,19872, с предисловием и комментариями Б.А.Старостина). Скончался Тейяр де Шарден в Нью-Йорке в день Пасхи. После смерти Тейяра де Шардена было создано общество его имени, которое работает над изданием его литературного наследия.
Тейяр де Шарден более всего известен как христианский эволюционист, но не в этом заключается его оригинальность как мыслителя (теория развития и до него признавалась многими христианскими учеными; см. статью *Эволюционизм естественнонаучный и Шестоднев). Подобно Вл.*Соловьеву, с которым у Тейяра де Шардена много общего, он стремился создать всеобъемлющую картину мира, в которой нашли бы свое место научный и религиозный подходы к реальности. Его мистическое видение Божества, пронизывающего и освящающего Вселенную, нашло выражение в ряде глубоких эссе (напр., «Месса над миром»; «La Messe sur le Monde»).
Концепции Тейяра де Шардена были осуждены *Пием XII и консервативным крылом католических богословов (кардинал А.Оттавиани, томисты Ж.Маритен, Э. Жильсон и другие). Но еще больше оказалось у него сторонников (кардинал Ф.Кёниг, иеромонах А.де Любак, М.Шеню, *Схиллебекс, *Тремонтан и другие). Официальное осуждение взглядов Тейяра де Шардена (1962–1963) вскоре сменилось глубоким интересом к его творчеству и использованием его идей в католической мысли. Многие западные марксисты считали «тейярдизм» лучшей почвой для диалога с христианами.
Существуют три оценки Тейяра де Шардена с православной точки зрения. Одна, вполне негативная, принадлежит протоиерею В.Зеньковскому (1881–1962), который расценил «тейярдизм» как «новую мифологию». Протоиерей *Клингер, напротив, считал, что взгляды Тейяра де Шардена вполне созвучны идеям *святоотеческой экзегезы и русского православного богословия. И, наконец, автор данного словаря предлагал осуществить дифференцированный подход к наследию Тейяра де Шардена, отделяя в нем наиболее спорные элементы от ценного ядра.
Творение, грехопадение и искупление в системе Тейяра де Шардена. Ученый не был ни богословом в узком смысле этого слова, ни экзегетом; однако он неоднократно затрагивал важнейшие пункты учения Библии. Он противопоставлял «александрийскому» толкованию *сотериологии библейской собственный эволюционистский взгляд. Согласно «александрийской» модели (*Ориген и другие), искупление было актом, направленным на преодоление деградации, которую вызвало *грехопадение. Созданный совершенным, «космический человек» Адам пал, и от него недуг греха неуклонно распространялся в человечестве до явления Христа. Тейяр де Шарден считал, что сказание о первородном грехе отражает не столько единичный момент истории, сколько «общее условие, воздействующее на всю историю целиком». В работе «Размышления о первородном грехе» (Œuvres, 1969, t.10) он пишет: «По единодушному мнению богословов (как я полагаю), реактивом (необходимым и достаточным), указывающим на присутствие первородного греха в мире, является смерть». Но смерть присутствовала в природе задолго до человека. Поэтому Тейяр де Шарден, как и *Бёме, ищет ее истоки в дочеловеческом бытии. Смерть обусловлена самой структурой материи, которой свойственен распад и деградация энергии. Это «исходная точка, присущая разделенному бытию».
Конечной целью творения является единение твари, универсума, с Творцом («точка Омега»). Этой цели противоборствует не «изолированный акт» грехопадения, а «состояние» раздробленного мира. Несовершенство его есть результат самого процесса созидания, имеющего дело со статистически огромными величинами. Зло – это «нормальный эффект эволюции». Каждая человеческая душа «оказывается зараженной совокупным воздействием всех прошлых, настоящих и будущих ошибок, неизбежно распространенных в силу статистической необходимости на все человечество».
Но подобно тому, как несовершенство вошло в мир до человека, так и искупление есть космический процесс приближения мира к Божеству. «Искупление действительно является всеобщим, поскольку оно исправляет положение вещей (всеприсутствие Божие), связанное с глубочайшим структурным устройством универсума». Воплощение Слова Божьего ведет к обожению не только человека, но и всей твари. Ссылаясь на апостола Павла и отцов Церкви, Тейяр де Шарден говорит о вселенском воплощении Христа, превращающем мир в «божественную среду», преображающем тварь. Тайна Вифлеема и тайна евхаристии – этапы на этом пути, а завершится он всеобщим одухотворением.
«Когда-нибудь, говорит нам Евангелие, медленно нарастающее притяжение между человечеством и Богом достигнет предела, поставленного возможностями универсума. И это будет конец. Подобно молнии, сверкнувшей от полюса до полюса, всюду внезапно обнаружится возросшее присутствие Христа. Сметая все преграды, которыми Его внешне сдерживали покровы материи и взаимная непроницаемость душ, оно заполнит лик Земли».
Это чаяние придает «тейярдизму» характер эсхатологического оптимизма, в котором кризисы и разрывы едва заметны. «Израильтяне, – пишет Тейяр де Шарден, – непрестанно «чаяли», – и первые христиане тоже, – поскольку Рождество, которое, казалось бы, должно обратить наши взоры к прошлому, лишь направило их еще дальше вперед. Ненадолго появившись среди нас, Мессия дал Себя увидеть и осязать только затем, чтобы, став еще более светоносным и непостижимым, вновь исчезнуть в глубинах будущего. Он приходил. Но теперь мы должны снова и снова ждать Его, и на этот раз не только малая община избранных, но более чем когда-либо – все человечество». Тайна вознесения связана для Тейяра де Шардена с космическим воплощением Христа, Которого, по словам апостола Павла, Бог «превознес» и перед Которым «преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп.2:10).
Критики Тейяра де Шардена указывали на его неоправданный оптимизм в отношении развития человечества, на игнорирование качественных скачков в эволюции, на недооценку сил нравственного зла и демонических элементов в духовной истории. Вызывали споры гилозоизм и панпсихизм Тейяра де Шардена, который считал, что уже в самой материи заложены ростки духа и сознания. Несмотря на эти слабые стороны, «тейярдизм» призван играть немалую роль в поисках соотношения научных данных и веры. Мистическое переживание Присутствия Божьего в мире создает почву для освящения труда, творчества и других видов человеческой деятельности как соучастия людей в Божественном Домостроительстве. Будучи противником *конкордизма, Тейяр де Шарден, однако, считал, что существует глубокая гармония между эволюционистским пониманием природы и христианским учением.
♦ Œuvres, vol.1–10, P.,1956–1969; Lettres de voyage, P.,1956 (англ. пер.: Letters from a traveller, L.,1962); Hymne à l’Univers, P.,1961; в рус. пер.: Строить землю, Париж, 1958 (и другие выпуски пятиязычных Cahiers. Pierre Teilhard de Chardin); Феномен Христианства, в книге: Светлов Э. (протоиерей А.Мень), Истоки религии, Брюссель, 1970 (приложение); Гимны Вселенной, «Вестник РХД», 1972, №106.
● На русском языке существует обширная литературара о Тейяре де Шардене; ниже приводятся лишь основные работы. Бабосов Е.М., Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства, Минск, 1970; прот. Зеньковский В., О трудах Тейяра де Шардена, в его книге: Основы христианской философии, Париж, 1964, т.2 (приложение II); прот. Клингер Г., Тейяр де Шарден и православная традиция, «Вестник РХД» (Париж), 1972, №106; Клор О., Новые тенденции в отношении евангелической и католической теологии к современному естествознанию, ВНА, 1966, вып.1; Левада Ю.А., «Феномен Тейяра» и споры вокруг него, ВФ, 1962, №1; Мартеле Г., Великие христианские прозрения Тейяра де Шардена, «Символ», 1981, №6; Мелони Дж., Космический Христос. От Павла до Тейяра, 1965 (рус.пер. Ркп. ЛДА); прот. Мень А., Истоки религии, Брюссель, 19812; Пасика В.М., Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена, в книге: Современная буржуазная философия, М.,1972; Плужанский Т., Некоторые черты воззрений Тейяра де Шардена, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М.,1969; Тордаи З., Философия Тейяра де Шардена и современная идеологическая борьба, ВНА, 1966, вып.2; ФЭ, т.5; ФЭС; Corte N., La vie et l’âme de Teilhard de Chardin, Р.,1957 (англ. пер.: Pierre Teilhard de Chardin, His Life and Spirit, L.,1960); Cuénot C., Teilhard de Chardin, P.,1962; id., Le Message Spirituel de Teilhard de Chardin, P. 1970; Grenet P., Teilhard de Chardin, P.,1961; Kropf R.W., Teilhard, Scripture and Revelation, L.,1980; Lubac H. de, La pensée religieuse du Père Teilhard de Chardin, P.,1962 (англ. пер.: The Religion of Teilhard de Chardin, L.,1967); Raven С.E., Teilhard de Chardin, N.Y.,1962; Tresmontant C., Introduction à la pensée de Teilhard de Chardin, P.,1956 (англ. пер.: Pierre Teilhard de Chardin: His Thought, Baltimore, 1959); NCE, v.13; ODCC, p.1344.