прот. Александр Мень

Источник

Тече́ния и се́кты

Тече́ния и се́кты в библейской истории, религиозные группы, известные из книг Ветхого и Нового Завета.

Для общего обозначения подобных групп в Ветхом Завете нет специального термина. В Новом Завете они называются αϊρεσις – толк, мнение (Деян.24:5), хотя в некоторых случаях это слово обозначает заблуждение. *Иосиф Флавий, приноравливаясь к своим греко-римским читателям, отождествляет иудейские Течения и секты с философскими школами (Древн. XVIII,1,2).

Допленный период знает лишь одну израильскую «общину в общине»: рехавитов, или Бет-Рехав (Дом Рехава), названных так по имени своего родоначальника. Рехавиты отрицательно относились к оседлой цивилизации, считая ее языческой, вели кочевой образ жизни, не употребляли вина и хлеба (Иер.35). Авторитетный вождь рехавитов Иоанадав содействовал свержению династии Омри (Амврия), которая покровительствовала *двоеверию (4Цар.10:15–28). Пророк Иеремия ставил в пример иудеям верность рехавитов своим обетам. Как явствует из (1Пар.2:55), в число сектантов входили кениты. Члены общины Бет-Рехава существовали и во *Второго Храма период (Неем.3:14). Последнее упоминание о них относится к 62 н.э. Согласно *Евсевию, один из рехавитов вступился за апостола Иакова, Брата Господня, когда его приговорили к смерти (Церк. история, II,23).

Самарянский раскол (см. статью *Самарянское Пятикнижие).

Большая часть Течений и сект возникла в *междузаветный период и в новозаветное время. Многие из них ведут свое происхождение от группировки *«хасидов», благочестивых, которые в начале 2 в. до н.э. воспротивились эллинистическим влияниям и примкнули к Маккавейскому восстанию (1 Макк.2:42 говорит о «синагоге ассидеев»; синодальный перевод: «множество Иудеев»).

Фарисейское течение (евр. פרושים, перуши́м, отделившиеся) образовали те хасиды, которые не признавали светского курса династии Хасмонеев. Вероятно, название фарисеи было дано им их противниками. Сами члены братства называли себя друзьями, товарищами (евр. חברים, хавери́м). Ни одного произведения, достоверно принадлежащего фарисеям, не сохранилось. Сведения о них имеются у Иосифа Флавия, в Новом Завете и в *Талмуде. Фарисейский союз сложился во 2-й половине 2 в. до н.э. В него входили главным образом *книжники и знатоки Закона. Их главной идеей была вера в *Предание, живущее в ветхозаветной Церкви с Моисеевых времен. Они не ограничивались буквой Писания, а давали ему расширенную интерпретацию, применительно к новым обстоятельствам и условиям жизни. Фарисеи принимали новое для ветхозаветной Церкви учение о воскресении мертвых и развитую *ангелологию. По их мнению, Промысл Божий не исключает свободы человека. Они славились аскетическим образом жизни и строгим выполнением религиозных обрядов и уставов. Их авторитет в народе был очень высок.

В 80-е гг. 1 в. до н.э. фарисеи пытались возглавить восстание против хасмонейского царя Александра Янная. Оно было жестоко подавлено, многих мятежников распяли на крестах. При царице Александре (76–67 гг. до н.э.) партия фарисеев оказалась правящей в Иерусалиме, но при Ироде Великом ее политическое значение упало. С этого времени фарисеи отошли от общественной жизни, целиком посвятив себя толкованию Писания в духе *галахи. Флавий определяет число фарисеев в 6 тыс. Среди фарисеев были выдающиеся учители (например, рабби Гиллель и *таннай Иоханан бен Заккай, жившие в 1 в. н.э.). Но, как свидетельствуют Новый Завет и Талмуд, многие из фарисеев отличались ханжеством и обрядоверием. Их отношения с христианами были неоднозначными. Господь Иисус, хотя и обличал их грехи, но не порывал с ними общения. Он не раз был гостем в фарисейских домах (Лк.7:36; 11:37; 14:1), часто вел с ними беседы о вере. Никодим и Иосиф Аримафейский, вероятно, принадлежали к этой партии. В дни Страстей большинство фарисеев было настроено против Христа, но суд над Ним совершали не они, а саддукеи (см. ниже). Позднее фарисеи вступались за апостола Петра и апостола Павла (Деян.5:34 сл.; 23:6 сл.), осуждали убийство Иакова, Брата Господня (И.Флавий. Древн. XX,9).

Деян.15:5 упоминает о христианах из фарисеев. К ним принадлежал и апостол Павел. «По характеру благочестия первые христиане были близки к фарисеям» (еп.*Кассиан Безобразов). И те и другие были против войны с Римом и покинули Иерусалим в начале восстания. Разрыв наступил позднее, когда фарисеи оказались единственными религиозными руководителями *иудаизма (конец 1 в. н.э.) и отвергли евреев-христиан как еретиков. Многие элементы фарисейских воззрений вошли в Мишну и другие книги Талмуда.

Саддукеи. Происхождение названия партии не установлено. Оно связано либо с именем древнего первосвященника Садока, либо с понятием «праведность» (евр. צדקה, цедака́). К саддукеям относились иудейская военная и земельная аристократия и высшее духовенство, исторически связанные с династией Хасмонеев. Они были своего рода консерваторами, отвергавшими Предание. Из Библии они принимали главным образом *Пятикнижие, хотя и не отрицали ценности других книг (объем саддукейского *канона неясен; отцы Церкви даже полагали, что он сводился только к Торе).

Учение о воскресении мертвых и ангелологию саддукеи рассматривали как недопустимые новшества. Они склонны были считать, что Бог никак не ограничивает человеческой свободы и поэтому люди несут за свои поступки полную ответственность. Известно, что некоторые установления, не взятые непосредственно из Библии, саддукеи все же принимали. Это касалось главным образом уголовных законов. В евангельскую эпоху саддукеи полностью господствовали в *Синедрионе и именно они настаивали перед Пилатом на смертном приговоре Иисусу. Им же принадлежит инициатива казни Иакова, Брата Господня. В дни войны с Римом большинство саддукеев погибло от руки соплеменников, восставших против знати.

Зелоты, или зилоты, (евр. קנים, канаи́м – ревнители), экстремистская религиозно-политическая мессианская партия, которая вела вооруженную борьбу с римским игом. Сложилась в конце 1 в. до н.э. Из среды зелотов, возможно, вышел *апокриф «Вознесение Моисея». Римляне называли зелотских террористов «сикариями» («кинжальщиками»). Большинство зелотов нашло свою гибель в ходе двух восстаний против Рима: в 66–70 и в 132–135. Один из Двенадцати апостолов, Симон, прежде принадлежал к этой партии (Мф.10:4; Мк.3:18; Деян.1:13).

Ессейство (по одной из версий от арам. חסיא, хасайа́ – благочестивые) носило типично сектантский характер, поскольку *ессеи считали, что, кроме них, вся ветхозаветная Церковь сбилась с пути и отошла от Закона Божьего. По этой причине ессеи держались собственного религиозного календаря и не участвовали в храмовом богослужении. Зародившись во 2 в. до н.э., в среде хасидов, ессейство разделилось на несколько направлений (например, одно сделало обязательным безбрачие, другое сохранило семьи). Большинство из них с конца 2 в. до н.э. жило в поселках по берегам Мертвого моря; некоторые перебрались в Египет (см. статью *Терапевты). Об учении и истории секты см. статью *Кумранские тексты. В Библии ессеи не упоминаются.

Иродиане (Мф.22:16; Мк.3:6; 12:13), политическая партия сторонников Ирода Великого и его династии. Иродиан отличало верноподданническое отношение к римскому режиму. Партия исчезла в конце 1 в. н.э. после смерти последних членов семьи Ирода.

«Крещальные» течения, общее условное название для группировок, которые считали омовение (евр. טבילה, тевила́, греч. βάπτισμα) важным обрядом, связанным с ритуальной и нравственной чистотой. И.Флавий в юности был учеником одного из последователей этих течений, Бана (Автобиография, II, §10–12, ТК, вып.1). Община «постоянно омывающихся» (греч. «эмеробаптистов») совершала омовения несколько раз в день (сходным был и обычай ессеев). К этим направлениям была близка и община Иоанна Крестителя. Часть его учеников впоследствии примкнула к христианам (Деян.19:1–7), а часть осталась вне Церкви. Потомками их, слившимися с гностическими сектами, являются в настоящее время *мандеи (Ирак). Священное омовение, которое совершал Иоанн, в греческом тексте Евангелий названо «βάπτισμα». Русский перевод обычно передает это слово как «крещение». О причине такого перевода см. статью *Таинства и Библия.

Христианские течения. Само христианство рассматривалось современниками апостолов как одно из направлений иудейства (Деян.24:5; см. статью *Назарянин). Но и внутри христианства уже в 1 в. зародилось несколько направлений.

а) Иудействующие, т.е. евреи-христиане, которые продолжали строго придерживаться обрядов Закона (Деян.21:20). Их возглавлял апостол Иаков, Брат Господень. В конце 1 в. это направление распалось на ряд сект *иудео-христиан.

б) Секта николаитов, которая, по-видимому, тождественна с последователями Валаама и Иезавели (Откр.2:14–15, 20). Характер этих сект неясен.

в) Раннегностические группировки, намеки на которые содержатся в апостольских посланиях (например, 2 Петр.).

Существовало еще несколько иудейских и христианских Течений и сект, которые перечислены у свт.*Епифания Кипрского. Но, кроме названий, о них почти ничего достоверного не известно.

● Свящ. Арсеньев И.В., О саддукеях, ЧОЛДП, 1911, кн.1–3; Бернфельд С., Хасидеи, ЕЭ, т.15; прот.*Буткевич Т., Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Харьков, 1887; *Иваницкий В.Ф., К вопросу о рехавитах, ТКДА, 1912, №5; Иост И., Религиозные секты евреев, М.,1864; его же, История иудейства и его сект от 536 г. до Р.Х. до 2-й пол. 19 в., К.,1890; Каценельсон Л., Фарисеи и саддукеи, «Восход», 1897, №12, 1898, №8–12; его же, Фарисеи и саддукеи, ЕЭ, т.15; его же, Саддукеи, ЭСБЕ, т.28а; Келлер К., Зелоты, ЕЭ, т.7; *Кульман О., Многообразные течения внутри первой церковной общины, «Символ», 1983, №9; Николаев (Данзас) Ю., В поисках за Божеством, СПб.,1913; Пигулевская Н.В., Из истории социальных и религиозных движений в Палестине в Рим. эпоху, в ее кн.: Ближний Восток, Византия, Славяне, М.,1976; *Поснов М.Э., Иудейство, К.,1906; Скарданицкий Г., Фарисеи и саддукеи как выразители состояния религиозной жизни иудейства перед явлением Христа, К.,1905; [*Эдершейм А.], Приготовление к Евангелию: Иудейский мир во дни Иисуса Христа, ХЧ, 1885, ч.I,II; *Cazelles H., Naissance de l’Eglise, secte juive rejetée? P., 1968; Neusner J., The Pharisees, Hoboken (N.Y.), 1985; *Schürer E., Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi, Lpz.,1911 (англ. пер.: A History of Jewish People in the Time of Jesus Christ, N.Y.,1961, v.2); см. также статью *Второго Храма период.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle