прот. Александр Мень

Источник

Тремонта́н

Тремонта́н (Tresmontant) Клод (1925–1997), французский католический ученый и публицист. Преподавал историю философии и философию науки в Сорбонне. Кроме того, занимался проблемами библейской филологии и *исагогики.

В своей ранней книге «Очерк еврейской мысли» («Essai sur la pensé e hebraïque», Р., 1953) Тремонтан собрал библейский материал, показывающий принципиальное отличие греческого мышления от библейского. Контраст между ними можно свести к следующим положениям.

1) Для греческой философии мир есть порождение верховного начала; для Библии он – результат творческого акта.

2) Для греков возникновение множественности вещей означает деградацию изначального единства, своего рода грехопадение бытия; для Библии умножение, рост, множественность обусловлены творческой любовью Божьей.

3) Греки исходили из *дуализма души и тела; для иудеев же человек – единое, целостное существо.

4) В глазах греков история мира идет замкнутыми циклами, вращаясь по кругу; для Библии история есть поступательное движение, ведущее к Царству Божьему.

Тремонтан признавал, что *Церковь заимствовала некоторые элементы греческого мышления, но в целом сохранила верность библейскому миросозерцанию. Согласно Тремонтану, протестанты, декларируя формальную верность Писанию, утратили идею становления, присущего Церкви. В этом пункте Тремонтан опирался на мысли *Тейяра де Шардена. Книга вызвала большой интерес и полемику. Среди оппонентов Тремонтана был *Барр, который считал, что противопоставление греческого и иудейского мышления не всегда является оправданным методом в изучении библейской*семантики.

Особенно острые споры вызвала смелая книга Тремонтана «Еврейский Христос. Язык и возраст Евангелий» («Le Christ hebreu. La langue et l’âge des Evangiles», P.), изданная в 1983 с предисловием епископа Ж.Ш.Тома. В этой книге на основании филологического анализа Тремонтан предложил радикальный пересмотр вопроса о датировке и происхождении Евангелий. Тремонтан считает, что ставшее традиционным в науке мнение о датировке Четвероевангелия периодом между 65 и 100 не обосновано. Оно является не выводом из объективного исследования текста, а продиктовано философскими концепциями немецких школ. По мнению Тремонтана, все Евангелия были написаны до 70, т.е. до падения Иерусалима. На основании имеющихся в Мф. и Ин. *гебраизмов Тремонтан предположил, что первоначально они были написаны на еврейском языке в 30-х гг. и лишь позднее переведены на греческий язык. Лк. он датирует 40–60-ми гг., а Мк. – 50–60-ми гг. Таким образом, по гипотезе Тремонтана, Четвероевангелие относится к первому поколению христиан, и в нем почти дословно сохранены речения Христовы.

Книга Тремонтана написана в публицистическом ключе, без научного аппарата и библиографии. Взгляды, выраженные в ней, нашли поддержку лишь у немногих библеистов (напр., у *Карминьяка); другие (например, *Грело) выступили против них с резкой критикой. В частности, Грело обвинял Тремонтана в обесценивании церковного *Предания, которое предшествовало созданию Евангелий.

♦ Saint Paul et le mystère du Christ, P.,1956 (англ. пер.: Saint Paul and the Mystery of Christ, N.Y.,1957); La doctrine morale des prophètes d’Israël, P.,1958; Le prophétisme hebreu, P., 1960; Le problème de l’âme, P.,1971.

Grelot P., Evangiles et tradition apostolique, P.,1984.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle