Тро́ицкий
Тро́ицкий Иван Гаврилович (1858–1929), видный русский православный *гебраист и исследователь библейской *археологии. Родился в Пензенской губернии. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию (1882). В 1882–1883 был преподавателем Курской Духовной семинарии, после чего перешел в СПбДА, где стал преемником *Хвольсона на кафедре еврейского языка. С 1910 заслуженный ординарный профессор (с 1912 – сверхштатный). В 1904 удостоен степени доктора богословия. Троицкий был помощником редактора «Церковного вестника», принимал участие в работе над «Толковой Библией» и «Православной богословской энциклопедией». Им переведено толкование *Иоанна Златоуста на Ис. В 1918 Троицкий был назначен исполняющим обязанности проректора Петроградской академии. После ее закрытия он заведовал Восточным отделом Государств. публичной библиотеки (Ленинград) и ее Еврейским отделением.
Магистерская работа Троицкого посвящена библейской истории эпохи судей («Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время Судей», СПб.,1886), а докторская – *эсхатологии *Талмуда («Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей, его происхождение и значение в истории эсхатологических представлений», СПб.,1904). Важнейший труд Троицкого – «Библейская археология» (СПб.,1913), в основу которого были положены его лекции, читанные в Санкт-Петербургской Духовной академии в 1883–1910. Курс содержит подробное обозрение как письменных источников, так и материальных памятников, связанных с Ветхим Заветом, очерк библейской *географии, описание религиозного, общественного и домашнего быта в ветхозаветные времена. Немалое место в курсе занимает вопрос соотношения между Ветхим Заветом и культурами *Древнего Востока. Этой теме Троицкий посвятил и ряд отдельных очерков, в частности дешифровке древневосточной письменности. Ему также принадлежит несколько статей, освещающих важнейшие археологические открытия в Палестине. Из экзегетических работ Троицкого следует указать на толкование к 2-й части Книги пророка Исайи («Толкование на Книгу св. пророка Исайи», совместно с Ф.Г.*Елеонским и Якимовым, ч.1–3, СПб.,1883–1895) и комментарий к Книге Судей (ТБ, т.2). В статье «Психологические и исторические условия сохранения священного Предания у древних евреев» (ХЧ, 1885, т.1) Троицкий одним из первых среди православных библеистов указал на значение ветхозаветного *Предания.
♦ Значение древнееврейского языка в научном отношении, ХЧ, 1884, №1; Применение сравнительного метода в истории ветхозаветных евреев, ХЧ, 1885, №1; Результаты исследований о хеттейских памятниках, ХЧ, 1887, т.1; Ученая деятельность прот. Г.П.Павского, ХЧ, 1887, т.1; Силоамская надпись, ХЧ, 1887, №2; Критический обзор главнейших систем по дешифрованию и объяснению хетских надписей, ХЧ, 1893, №1; Грамматика еврейского языка, СПб.,1908; Вновь открытая Гезерская надпись, ХЧ, 1899, №27; О Талмуде: его происхождении, составе и употреблении у современных иудеев, СПб., 1901; Евреи; Еврейский язык, ПБЭ, т.5; Иератическое письмо, ПБЭ, т.6; Иуда «Святой» Рабби; Каббала, ПБЭ, т.7; Квадратный шрифт, ПБЭ, т.9, с.303–06.
● БТ, сб.27, посвященный 175-летию ЛДА, М.,1986, с.138.
