Фицма́йер
Фицма́йер (Fitzmyer) Джозеф, иеромонах (1920–2016), американский католический богослов, экзегет, семитолог. Родился в Филадельфии. В 1938 вступил в Общество Иисусово. Рукоположен в Лувене в 1951. Высшее богословское образование получил в университетах Чикаго, Лувена, Балтимора, в *Папском библейском институте. Доктор филологии (1956). Преподавал древние языки и Новый Завет в учебных заведениях США, Англии, Филиппин. Профессор по Новому Завету в Американском католическом университете (1976–1986). Член «Католической библейской ассоциации», «Общества библейской литературы» и других научных обществ. Редактор «Журнала библейской литературы», «Католического библейского ежеквартальника» и других *периодических изданий. Доктор богословия Лундского университета (Швеция); имеет также докторскую степень «гонорис кауза» ряда других университетов.
Совместно с *Брауном и Ф.*Мэрфи был редактором «Иеронимовского» библейского*комментария (JBC, 1968), для которого он написал 10 разделов («Жизнь апостола Павла», «Новозаветные послания», толкования на Гал. и Флп. и другие). В этот труд включена работа Фицмайера «Богословие Павла» («Pauline Theology», Englewood Cliffs (N.Y.), 1967). Она представляет собой блестящее и сжатое изложение истоков богословия апостола Павла, его *сотериологии, *христологии, *антропологии и *экклезиологии.
Фицмайер основывается только на 10 посланиях, бесспорно принадлежащих апостолу. Он показывает, что источником богословия апостола Павла был прежде всего его опыт на дороге в Дамаск, а иудейские и эллинистические источники играли для него лишь служебную роль. Фицмайер также подчеркивает глубокую связь апостола с ветхозаветной традицией, в которой он был укоренен. По мнению Фицмайера, христология апостола Павла не оставалась неизменной, но раскрывалась все более полно от послания к посланию. В противовес *Бультману, Фицмайер рассматривает учение апостола не как *антропологию, а как христологию, ибо Христос является центром учения Павла о спасении мира. Фицмайер неоднократно обращался к проблемам *семитизмов в Новом Завете, связи Нового Завета с *Кумранскими текстами. Ему, в частности, принадлежит монументальное толкование на Лк., вышедшее в серии «Anchor Bible» (см. статью *Толковые Библии) в 1981–1985.
♦ An Introductory Bibliography for the Study of Scripture (in co-auth. G.S.Glanzmann), Westminster (Md.,USA), 1961; The Historical Truth of the Gospels, Glen Rock (N.Y.), 1964; The Genesis Apocryphon of Qumran Cave I, Rome, 1966; Essays on the Semitic Background of the New Testament, Missoula (Mont.), 1974; The Dead Sea Scrolls, Missoula (Mont.), 1975; Mary in the New Testament, Phil.,1978 (in co-auth. *Brown R.E.); A Wandering Aramean, St.Clair Shores (Mich.), 1979; To Advance the Gospel, N.Y.,1981; A Christological Catechism, N.Y.,1982.
● WBSA, p.69.