прот. Александр Мень

Источник

Флу́ссер

Флу́ссер (Flusser) Давид (1917–2000), израильский историк религии, кумрановед, специалист по *междузаветному и новозаветному периодам. По воззрениям близок к представителям *либерально-иудаистской экзегезы. Родился в Вене. Высшее образование получил в Праге. Первоначально изучал средневековые латинские памятники. В 50-х гг. был среди первых ученых, исследовавших *Кумранские тексты. С 1962 профессор Еврейского университета в Иерусалиме. Член израильской Академии наук.

Значительная часть работ Флуссера посвящена происхождению христианства. В ряде статей он указал на ветхозаветные параллели фундаментальных христианских догматов (в частности, о девственном Рождестве). В книге «Иисус» (нем. изд. 1968; рус. пер.: М., 1992; расширенное и переработанное английское издание: Иерусалим, 1997) Флуссер попытался дать реконструкцию евангельской истории на основе современных знаний о той эпохе. По его мнению, традиция *синоптиков восходит к иерусалимской *первообщине христианской, тогда как учение апостолов Павла и Иоаннова традиция связаны с кругами *диаспоры, опиравшимися на источники, близкие к *ессеям. Гипотезу эллинистического происхождения *«павлинизма» Флуссер отвергает. Он подчеркивает, что два этапа развития христианства, допавловский и «паулинистический», отражают два течения в иудействе, которое было историческим лоном Евангелия. Из всех *течений и сект Флуссер считает фарисейское наиболее близким к первоначальному христианству.

Согласно Флуссеру, вполне вероятно, что Господь (как он называет Христа) употреблял понятие *«Сын Человеческий» в мессианском смысле и сознавал Себя Кем-то большим, нежели пророк. Христос не проповедовал, говорит Флуссер, ничего, что было бы неприемлемо для иудейства. Раскол произошел, по его утверждению, лишь тогда, когда с возникновением *языко-христианских общин ветхозаветные обычаи были радикально отвергнуты. Именно личность и учение Христа должны «не разъединять, а соединять христиан и иудаистов».

Главный вывод Флуссера таков: «Напряженные отношения с иудаизмом были для христианства, стремившегося стать мировой религией, необходимостью. Сегодня такой необходимости больше не существует». Тезисы Флуссера на эту тему, предложенные для семинара бельгийских и голландских богословов (1975), вызвали оживленную дискуссию. Совместно с католиком Дж.Лангом и протестантом Дж.Пеликаном Флуссер выпустил книгу «Мария: образы Матери Иисусовой в иудаистском и христианском освещении» («Mary: Images of the Mother of Jesus in Jewish and Christian Perspective», Phil., 1986).

♦ The Dead Sea Scrolls and Christianity, «Studies on the Texts of the Desert of Judaea», 1957; Die Konsequente Philologie und die Worte Jesu, 1963; The Jewish origins of Christianity, «Jesus Quaterly», 1982, №24; Jesus in the Context of History, «The Crucible of Christianity», 1969; Judaism and The Origin of Christianity, Winona Lake (Ind.), 1988.

● Штоль Г., Пещера у Мертвого моря, М.,1965 (позиция Флуссера в этой книге искажена); Wilson E., Scrolls from the Dead Sea, N.Y.,1959.

Фольклор и Библия. К области Фольклора относятся произведения устного анонимного творчества, которые принято называть «народными». Фольклор был одним из источников для многих Нарративных частей *Пятикнижия, Ис.Нав., Суд. и других книг Ветхого Завета (см. статью Устная традиция). В Фольклоре, как и в письменной литературе, имеются различные *жанры литературные, в частности*этиологические сказания, *легенды, песни; он тесно связан и с народной *этимологией. *Сравнительно-литературное и *сравнительно-религиозное изучение Библии показало, что библейские авторы нередко пользовались фольклорными мотивами, бытовавшими на *Древнем Востоке и в других регионах древнего мира. Определенную роль в такого рода заимствованиях играли т.н. «бродячие сюжеты» (см. статью *Поэтика Библии). К фольклорным мотивам Ветхого Завета можно отнести, в частности, детали сказания о *Потопе, историю дочери Иеффая, некоторые эпизоды из сказания о Самсоне.

Наличие элементов Фольклора в Библии обусловлено *богочеловеческой природой Священного Писания. Боговдохновенные писатели использовали его как своего рода «строительный материал», как средство образной, доступной народу передачи библ. учения. Наиболее ярко фольклорность выражена в древних и средневековых *апокрифах. Что касается Нового Завета, то роль Фольклора в его создании весьма незначительна (в частности, *Грессманн предполагал, что в притче о богаче и Лазаре (Лк.16:19–25) были использованы элементы египетского Фольклора). Настоящий Фольклор складывается веками и тысячелетиями, а Евангелия написаны в том же веке, когда совершились описанные в них события. *Досиноптическая традиция, сохранявшаяся в Церкви 30–40 лет, не имеет характерных черт, свойственных народному творчеству и Фольклору в целом (см. статью *Евангелия).

● *Фрэзер Дж., Фольклор в Ветхом Завете, М.,1986; СИЭ, т.15; *Gibert P., Une théorie de la légende, Р.,1979; *Gressmann H., Vom reichen Mann und armer Lazarus, Gött.,1918; см. также работы *Гункеля и *Франк-Каменецкого.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle