прот. Александр Мень

Источник

Францу́зская библеи́стика

Францу́зская библеи́стика, библейская наука, развивавшаяся во Франции и франкоязычных странах (Бельгия, частично Швейцария).

Предыстория Французской библеистики относится к святоотеческому периоду, когда в Галлии появились первые латиноязычные комментаторы (*Иларий Пиктавийский, *Евхерий Лионский и др.). Они входят в число основоположников христианской экзегезы и герменевтики. В течение Средних веков вплоть до начала Нового времени библеисты Франции писали свои труды на латинском языке, как это было принято во всех западноевропейских странах. Толкования этого времени чаще всего были выдержаны в духе *катен. Проблемы веры и знания в связи с Библией впервые были поставлены *Абеляром в 12 в. Средневековая Французская библеистика существовала почти исключительно в католическом контексте. В 16 в. *Кальвин и его ученик *Беза положили основание протестантской Французской библеистике.

В 17–18 вв. французские католические ученые *Бонфрер, *Кальме, *Астрюк и *Симон, обратившись к методам историко-литературного исследования Библии, открывают новую эпоху в *критике библейской и в *исагогике в целом, но вскоре наталкиваются на ожесточенное сопротивление католической ортодоксии. Этот негативизм по отношению к критике царил в католической Французской библеистике на протяжении почти всего 19 в. Любые новые подходы (например, *социальная интерпретация Евангелия, предпринятая *Ламенне) вызывали решительное осуждение церковных властей. В результате научные достижения *немецкой библеистики, занявшей в то время лидирующее положение, проникали во Французскую библеистику лишь в форме *отрицательной критики библейской (в частности, через *Ренана). Постепенно натиск этой критики побудил французских католиков и протестантов усовершенствовать научные методы библейской апологетики (*Прессансе, *Дидон).

Борьба с отрицательной критикой привела к двоякому исходу. С одной стороны, *рационализм в библеистике и либеральное богословие (*Сабатье) стали оказывать влияние на французский католицизм, что завершилось на рубеже 19 и 20 вв. *«модернизмом» католическим (*Луази). С другой стороны, консервативная школа (*Вигуру, *Ле Камю) выступала теперь во всеоружии исторических, археологических и филологических знаний. Синтез был достигнут в трудах о.*Лагранжа, школа которого после долгой борьбы одержала победу. Ее *«исторический метод» органично сочетал религиозное отношение к Библии с признанием наиболее бесспорных методов и выводов *новой исагогики. Вокруг основанной Лагранжем *Иерусалимской библейской школы группировались многие видные французские библеисты (*Абель, *Буамар, *Бенуа, *Де Во, *Шэн и другие). После энциклики *Пия XII (1943) начался быстрый расцвет Французской библеистики в направлении, указанном Лагранжем (*Желен, *Леон-Дюфур, *Казелль, *Робер, *Стейнманн, *Фейе).

Начало исследованиям *Древнего Востока во Франции положили восточные походы Наполеона I, которого сопровождала группа ученых. Французский ориенталист Ж.Шампольон расшифровал египетские иероглифы; французские археологи обогатили культуру множеством находок в Египте, Месопотамии, Иране, Сирии и Палестине (работы *Венсана, *Клермон-Ганно, *Масперо и другие). Французское востоковедение во многом содействовало прогрессу библейской науки.

Значительный вклад в библеистику внесли и бельгийские экзегеты, главным образом из Лувенского университета (*Хоонакер, *Коппенс, *Серфо). Одним из выдающихся достижений Французской библеистики является издание *Иерусалимской Библии. На франццузском языке вышел ряд *словарей библейских, *серий трудов по библеистике и *толковых Библий; издаются переводы Писания, принадлежащие как одному переводчику (*Дорм, *Ости), так и коллективам (напр., *экуменический перевод). Существует несколько французских *периодических изданий библейских, как научных (например, «Библейское обозрение», RB), так и популярных (например, «Библейский мир», MB).

Levie J., La Bible, parole humaine et message de Dieu, P.-Louvain, 1958; см. также статьи: *Исагогика; *Историко-литературная критика; *Католическая библеистика.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle