Ха́нтер
Ха́нтер (Hunter) Арчибалд (р.1906), английский протестантский библеист, исследователь Нового Завета. Высшее богословское образование получил в университетах Глазго, Марбурга и Оксфорда. Был профессором по Новому Завету в Оксфорде, Глазго, Абердине, Ричмонде (США). Во время Второй мировой войны занимал должность пастора. Главные труды Хантера посвящены новозаветной тематике. Большинство из них рассчитано на широкий читательский круг: они написаны сжато, доступно, тесно связаны с актуальными проблемами христианской жизни. В комментарии к Рим. (1955) Хантер для пояснения взгляда апостола Павла на *Закон сближает «обрезание» с традиционной церковностью, а «необрезание» с секуляризмом, как это делают многие протестантские экзегеты. Свои основные взгляды Хантер изложил в книге «Введение в новозаветное богословие» («Introducing New Testament Theology», L.,1957). В ней он прослеживает динамику осмысления того, что он называет «Событием Христа». Это понятие включает жизнь, личность и учение Господа и, в первую очередь, Его Страсти и Воскресение. Именно они являются исходным пунктом новозаветного богословия. Хантер принимает мн. выводы *критики библейской, однако исторический скептицизм школы *Бультмана рассматривает как неоправданный. «Мы можем, – пишет он, – считать деяния и слова, приписываемые Иисусу в синоптических Евангелиях, подлинными, если не будет доказано противное». Но таких доказательств в трудах радикальных критиков Хантер не находит.
В 1-й части книги он описывает «Событие Христа»: Его учение о Царстве Божьем, Его мессианское самосвидетельство, начало нового народа Божьего – Церкви, Страсти как промыслительную участь *Служителя Господня и Воскресение как торжество высшей правды и основу христианства. Часть 2-я посвящена ранней апостольской *керигме, которую Хантер выводит непосредственно из «События Христа». Часть 3-я говорит о богословии «толкователей События» (апостолов Петра, Павла и Иоанна) и показывает, что их учение, подобно керигме *первообщины христианской, органически связано с «Событием». Хотя Хантер строит свою книгу только на данных Нового Завета, не касаясь церковного, догматического толкования, он видит в этом толковании законный процесс дальнейшей интерпретации «События Христа», которое, по его словам, «продолжается до сих пор».
♦ Paul and His Predecessors, L.,1940; The Unity of the New Testament, L.,1943; The Gospel According to St. Mark, L.,1948; The Work and Words of Jesus, Phil.,1950; Interpreting the New Testament, L.,1951; Design for Life, L.,1953; Interpreting the Parables, L.,1960; The Gospel According to John, Camb. (Eng.), 1965; The Gospel According to St. Paul, L.,1966; Bible and Gospel, L.,1969; Gleanings from the New Testament, Phil.,1975.
● *Harrington W., The Path of the Biblical Theology, Dublin, 1973.