прот. Александр Мень

Источник

Шатобриа́н

Шатобриа́н (Chateaubriand) Франсуа Рене (1768–1848), французский писатель, один из основоположников романтизма в европейской литературе. Родился в Бретани в аристократической семье. В юности увлекался идеями Ж.-Ж.Руссо и энциклопедистов. В 1791 совершил поездку в Америку, где полгода путешествовал по девственным лесам. Вернувшись во Францию, Шатобриан примкнул к роялистским отрядам, а в 1793 эмигрировал в Англию. Там он написал свое первое произведение, в котором показывал неизбежность революции из-за упадка старого режима. Книга была проникнута антихристианскими настроениями. Но в 1798 Шатобриан пережил внезапный внутренний переворот и вернулся в лоно Церкви.

«Мое обращение, – писал он, – не было следствием какого-либо великого сверхъестественного откровения; убеждение мое вышло из сердца». Тогда же он начал работать над большим апологетическим трудом, который опубликовал уже по возвращении в Париж (1800). Труд этот назывался «Гений христианства» («Génie du christianisme», 1802; полный рус. пер. был сделан М.П.Погодиным в 1821, но в печати не появился). В книгу были включены две повести: «Атала» (рус. пер.: СПб.,1891) и «Рене – Бенжамен Констан. Адольф» (рус. пер.: М.,1932). Книга вышла в период примирения между Церковью и государством во Франции и была встречена с энтузиазмом (за 2 года вышло 4 издания). Наполеон І взял Шатобриана под свое покровительство и назначил первым секретарем французского посольства в Риме. В 1806 писатель посетил Св. землю, после чего из-под его пера вышли поэма в прозе «Мученики, или торжество христианства» (1809; рус. пер.: СПб.,1892) и «Путешествие из Парижа в Иерусалим» (1811; рус.пер.:1815–17). Постепенно Шатобриан разочаровался и в бонапартистах, и в Бурбонах. В последние годы жизни он предсказывал закономерность прихода демократии. Скончался Шатобриан в первые дни революции 1848.

В «Гении христианства» многие страницы посвящены Библии. Подобно *Гердеру, Шатобриан подчеркивал ее эстетическую ценность, что для писателя было неотделимо от ее духовного значения. В 5й книге «Гения христианства» («Библия и Гомер») Шатобриан развивал мысль о том, что эстетическая ценность Писания не уступает великим творениям *античности, что древнееврейский язык обладает особой неповторимой выразительностью. «Простота Библии более скупа и сурова; простота же Гомера более пространна и цветиста. Первая нравоучительна и прибегает к одним и тем же оборотам для выражения новых мыслей. Вторая же не скупится на слова и часто повторяет в одних и тех же выражениях только что сказанное». Если поэмы Гомера полны отступлений, пышных эпитетов, детальных описаний, то «повествование Библии стремительно». Божественное, возвышенное в ней «почти всегда неожиданно; оно поражает вас, как молния; оно обжигает вас прежде, чем вы успеваете понять, что произошло».

Библия, по словам Шатобриана, глубоко человечна. «Священное Писание раскрывает наше происхождение, объясняет нашу природу; все христианские таинства говорят о нашей судьбе; ради нас принес Себя в жертву Сын Божий. В христианстве – от Моисея до Иисуса Христа... все являет нам внутреннего человека, все стремится рассеять мрак, которым он окутан; именно христианское учение, в отличие от ложных религий, отделявших Творца от творения, навсегда объединило Бога и человека». Шатобриан указывает на огромное творческое воздействие Библии и христианства на европейскую культуру, в частности на *Данте, *Мильтона, Ж.Расина. Христианство создало новое отношение к жизни, к Богу, к нравственности, которое во многом превосходит античность. Той же теме посвящены и «Мученики». В поэме повествуется о любви римского юноши-христианина и девушки-язычницы. В их беседах красоте эллинских мифов противопоставляется красота Священного Писания.

♦ Œuvres complètes, vol.1–38, Р.,1826–1860; в рус. пер.: Замогильные записки Шатобриана, СПб.,1851; Гений христианства. ч.2. Поэтика христианства, в книге: Эстетика раннего французского романтизма, М.,1982.

● Дезессар Э., Шатобриан, в книге: Пти-де-Жюль-вилль, Иллюстрированная история французской литературы в XIX в., пер. с франц., М.,1907; Де Ла Барт Ф., Шатобриан и поэтика мировой скорби во Франции в конце XVIII и начале XIX столетия, К.,1905; его же, Шатобриан и его сверстники, в книге: История Западной литературы (1800–1910), под ред. Ф.Д.Батюшкова, М.,1913, т.2; КЛЭ, т.8; Mоруа А., Шатобриан, «Замогильные записки», в его книге: От Монтеня до Арагона, пер. с франц., М.,1983; ЭСБЕ, т.39; Ваssan F., Chateaubriand et la Terre Sainte, Р.,1959; Giraud V., Le Christianisme de Chateaubriand, vol.1–2, Р.,1925–1928; BTS, 1975, №172; проч. литературу см. в NCE, v.3.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle