прот. Александр Мень

Источник

Ше́ллинг

Ше́ллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775–1854), немецкий мыслитель, классик идеалистической философии. Родился близ Штутгарта в семье лютеранского диакона, знатока Библии и древних языков (впоследствии ставшего пастором). Идя по стопам отца, будущий философ поступил в 1790 в Богословский институт при Тюбингенском университете, где особенно тщательно изучал Писание и *языки библейские. Его взгляды, сыгравшие значительную роль в богословском толковании Библии, неоднократно менялись на протяжении жизни, пройдя путь от натурфилософии до «философии Откровения». В его творчестве выделяют три главных периода.

B ранний период (до 1801) в воззрениях Шеллинга преобладает рационалистический элемент. Уже в студенческие годы он написал две работы, предвосхищавшие тематику его поздних исследований: «Опыт критического и философского истолкования древнейшей философемы о происхождении человеческого зла по третьей главе Книги Бытия» (на латинском языке) и «О мифах, исторических сказаниях и философемах древности» (издана в 1793). B них Шеллинг отказывается от «просветительского» отношения к *мифу как к басне, а стремится открыть в нем глубокое смысловое содержание. Начав работу по историко-критическому исследованию Библии, Шеллинг прервал ее, поскольку под влиянием Фихте и *Спинозы в нем возобладали философские интересы. Однако диссертация, написанная им в год окончания университета (1795), относится еще к сфере библеистики («Об исправлении посланий Павла Маркионом»). В ней Шеллинг пытался доказать, что *Маркион не сам сократил текст Нового Завета, а пользовался рукописью, сокращенной до него.

При содействии Гете и *Паулюса Шеллинг в 23 года стал профессором Йенского университета, где его лекции привлекли массу слушателей. В этот период он был одушевлен идеями «натурфилософии» и пантеизма. Он стремился построить цельную систему, которая объясняла бы все основные законы природы. Природу он мыслил как живое органическое целое, сотканное из противоположных начал. Религиозные взгляды Шеллинга тех лет приближались к радикальному свободомыслию. Однако вскоре в них наметился поворот к иным принципам. Шеллинг сблизился с кружком романтиков (братья Шлегели, Тик, Новалис, Гельдерлин). Не без влияния романтиков он пришел к мысли о синтезирующей роли искусства, которое способно охватить действительность в ее целокупном единстве.

Средний период (до 1832) отмечен наибольшими успехами в карьере Шеллинга. Он – популярный университетский профессор (в Вюрцбурге, Мюнхене, Штутгарте, Эрлангене), член Баварской Академии наук, генеральный секретарь Академии художеств. В то же время личное горе (смерть жены) ускоряет его отход от скептицизма. Шеллинг вновь возвращается к тайне зла и *теодицее, постепенно преодолевая свой пантеизм. В работе «Философские исследования о сущности человеческой свободы» («Philosophische Untersuchungen über das Wesen der menschichen Freiheit», 1809; рус. пер.: СПб.,1908) Шеллинг следует по пути, намеченному *Беме. Он рассматривает *Грехопадение не в антропологическом и даже не в космическом плане, а ищет истоки того, что обнаруживает себя в мире как зло, в бессознательном «темном» иррациональном начале, из которого рождается Сам Бог. «Это, – по выражению Шеллинга, – непостижимая основа реальности вещей, неразложимый и, несмотря ни на какие усилия, несводимый к разуму остаток, вечно остающийся в основе вещей». Именно он позволяет твари удаляться от Бога, что составляет самую суть Грехопадения.

Поздний период (после 1832) характерен работой Шеллинга над проблемами мифа и *Откровения. Философ за это время не напечатал ни одной крупной работы, поскольку постоянно стремился к усовершенствованию своей системы (все труды этого периода изданы посмертно). В лекциях по философии мифологии и философии Откровения Шеллинг пытался показать историю мира и человечества как непрерывный процесс, в котором через дух и материю открываются вечные замыслы Творца. Тем самым Шеллинг хотел преодолеть антагонизм между двумя крайностями: спиритуализмом и механицизмом (Шеллинг называл это «философией тождества» или «всеединства»).

По словам протоиерея *Булгакова, «Шеллинг на философском языке своего времени выразил одну из самых основных истин христианства... ибо оно снимает противоположность плоти и духа в своем учении о человеке, как воплощенном духе: живом единстве обоих». Поздний Шеллинг окончательно реабилитирует мифологию, видя в ней особую форму восприятия истины. Если в Библии и содержатся элементы мифа, это не значит, что в ней есть ложные представления. «Все дело, – пишет философ, – в смысле, значении, содержании того или иного места в Библии. Вопрос об авторстве занимает при этом вполне второстепенное место». Мироздание и история проходят, согласно Шеллингу, через ряд последовательных эпох Откровения. Первичная интуиция Бога (*прамонотеизм) ослабевает в процессе становления *политеизма. Но и в политеизме есть искры истины. «Вершиной и концом мира богов» является Христос. В отличие от мифологических образов древности, Он не «идея», как утверждал *Штраус, а реальное историческое Лицо, в Котором Бог явил Себя миру. Исторически христианство коренится в *монотеизме и поэтому в какой-то форме существовало до Христа. Но и Сам Христос как Божественный Логос извечно существовал в Боге. Он есть «историческая Личность, биография Которой была написана уже до рождения Ее». Тринитарная тайна определяет тройственный характер истории, и в частности, истории Церкви. Три церковно-исторические фазы олицетворены тремя *Апостолами.

«Петр есть главным образом Апостол Бога Отца, его взор глубже всего направлен в прошлое. Павел есть главным образом Апостол Сына, Иоанн – Апостол Духа; он один находит в своем Евангелии слова, неизвестные еще ни Евангелию Марка, написанному в духе Петра, ни Евангелию Луки, написанному в духе Павла: именно превосходные слова о Духе, Которого Сын пошлет от Отца, о Духе истины, Который от Отца исходит, и впервые наставит на всякую, т.е. на полную и совершенную истину».

Согласно Шеллингу, Церковь апостола Петра – это Римская Церковь, Церковь апостола Павла – протестантизм, Церковь апостола Иоанна – единая Церковь будущего. Богословские идеи позднего Шеллинга, будучи итогом его мысли, существенным образом приближаются к церковному умозрению. Не удивительно поэтому, что философ оказал большое влияние на русскую религиозную мысль. В той или иной мере оно отразилось в творчестве *Чаадаева и *Хомякова, И.Киреевского и Ф.И.Тютчева, Вл.*Соловьева и В.Одоевского, протоиерея Булгакова и *Бердяева. В свою очередь, и Шеллинг живо интересовался Россией. На склоне дней он говорил В.Одоевскому: «Не будь я так стар, я принял бы православие».

♦ Sammtliche Werke, Bd.1–13, Stuttg., 1856–1861; Briefe und Dokumente, Bd.1–3, Bonn, 1962–1975; Historisch-kritische Ausgabe, Bd.1–3, Stuttg.,1976–1982; в рус. пер.: Философия искусства, М.,1966; Соч.: т.1–2, М.,1987.

Гулыга А., Шеллинг, М. 1982; Лазарев В.В., Шеллинг, М.,1976; Фишер К., Шеллинг, его жизнь, сочинения и учение, в его книге: История новой философии, СПб.,1905, т.7.; ФЭ, т.5; ФЭС; ЭСБЕ, т.39; иностранную библиографию см. в указанных трудах.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle