прот. Александр Мень

Источник

Ро́бинсон

Ро́бинсон (Robinson) Джон Артур Томас (1919–1983), англиканский богослов и исследователь Нового Завета. Ученик *Додда. Высшее образование получил в Кембридже, где с 1951 преподавал новозаветную экзегетику. Был назначен епископом Вулиджским (1959). Его книга «Честность перед Богом» (Ноnest to God», Phil.-L.,1963, переведена почти на все европейские языки) вызвала острую полемику, доходившую до обвинения автора в подрыве основ христианства. Робинсон исходил из крайне пессимистического взгляда на современное состояние Церкви и ее будущее. Он считал, что она потеряла общий язык с миром. Для преодоления этого кризиса он стремился использовать три системы идей: 1) модель протестантского теолога *Бонхёффера, предлагавшего создать «безрелигиозное», или, точнее выражаясь, «расцерковленное», христианство; 2) полупантеистическое богословие *Тиллиха и 3) Демифологизацию *Бультмана.

Шок и соблазн, вызванные книгой Робинсона, были обусловлены его публицистическим стилем, резкой манерой выражаться и предложением пересмотреть основные христианские понятия, обращенные к широкой читательской публике. Попытки сторонников Робинсона, возглавляемых пастором Николасом Стейси, реализовать его церковно-практические идеи, успеха не имели; в 1969 Робинсон ушел с поста епископа и стал деканом Тринити колледжа в Кембридже.

В 1976 Робинсон выступил с книгой «Пересмотр датировки Нового Зaвeтa» («Redating the New Testament», L.), которая также произвела сенсацию, но на сей раз преимущественно среди библеистов. В ней Робинсон обратил внимание на часто ускользавший от внимания толкователей факт, что ни в одной из книг Нового Завета нет прямых свидетельств о разрушении Храма (70). Между тем это событие было необычайно важным в полемике между христианами и иудеями и способствовало выделению Церкви из иудейства. Отсюда Робинсон сделал вывод, что Новый Завет возник до 70 в среде первого поколения христиан. Кроме того, Робинсон предположил, что отличие Ин. от *синоптиков объясняется тем, что оно было написано раньше них. Эти концепции вызвали ряд возражений у экзегетов, в т.ч. и католических (например, *Грело).

В следующей книге «Можем ли мы доверять Новому Завету?» («Саn We Trust the New Testament?», L., 1977) Робинсон после краткого обзора показал, что Новый Завет содержит исторически достоверное свидетельство о Христе и что *историко-литературная критика не подорвала религиозного отношения к Слову Божьему. Книга свидетельствует о том, что, несмотря на свои колебания, автор остался твердо стоять на позициях христианской веры.

♦ In the End, God, L., 1950; The Body: A Study in Pauline Theolоgy, Chi.,1952; Jesus and His Coming, L.,1957; Twelve New Testament Studies, L.,1962; The Human Face of God, L.,1973.

● *Буйе Л., «Землетрясение» в области новозаветной критики, пер. с франц., «Символ», 1981, №6; Вейш Я.Я., Религия и церковь в Англии, М.,1976; Гараджа В.И., Протестантизм, М.,1971; его же, Кризис современного протестантизма и поиски «новой теологии», М.,1973; см. также Mascall E.L., The Secularisation of Christianity, N.Y.,1966.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle