прот. Александр Мень

Источник

Этиологи́ческие сказа́ния

Этиологи́ческие сказа́ния (от греч. αίτία – причина) в Библии. Этиологические сказания являются одной из разновидностей *фольклора и содержат традиционные народные объяснения обрядов, обычаев, необыкновенных природных феноменов, объясняют происхождение древних памятников и имен (см. статью *Этимология). Этиологические сказания издавна существуют у всех народов. Есть они и в Ветхом Завете (например, Втор.3:11, где, очевидно, речь идет о мегалитическом памятнике; (Ис.Нав 10:27; 1Цар.5:5 и другие). Фольклористы 19 в. считали, что любое Этиологическое сказание есть вымысел, *миф, наивная попытка объяснить нечто непонятное или забытое. В соответствии с этим сторонники *исторического эволюционизма огульно отрицали достоверность Этиологических сказаний Библии. Так, *Велльхаузен писал: «Целый ряд рассказов о патриархах – это мифы, объясняющие культы: патриархи открывают вследствие теофании, что определенный клочок земли есть священная почва, воздвигают там жертвенник и называют его по имени места. Патриархи живут исключительно в тех местах, которые впоследствии слыли святилищами, и освящают служение в них».

В 20 в. подобный исторический скептицизм был постепенно преодолен как в общей фольклористике, так и в библейской науке. В результате археологических находок и исследований выяснилось, что многие Этиологические сказания, казалось бы, чисто фольклорного характера содержат достоверное историческое ядро. Это говорит против вышеприведенного аргумента Велльхаузена. Ряд важных культовых центров Ханаана был разрушен и покинут после заселения страны израильтянами. Если отрицать достоверность сказаний о *патриархах, остается непонятным, почему лишь некоторые из этих центров стали израильскими местами *богослужения. Непонятно также, почему в сказаниях о патриархах повествуется о сооруженных ими жертвенниках в тех местах (Дан., Вефиль и т.д.), которые в эпоху формирования *Пятикнижия считались нечестивыми и были разрушены (см. 4Цар.23). Проще всего эти сказания объяснить тем, что в народной традиции стойко держались исторические воспоминания о прошлом.

Велльгаузен Ю., Введение в историю Израиля, СПб.,1909; *Фрэзер Дж., Фольклор в Ветхом Завете, М.,1986; *Wright G.E., Biblical Archaeology, Phil.,1962.


Источник: Библиологический словарь / Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 3. : Р-Я. - 525, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle